Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Гнозис как мировая религия


Гнозис как мировая религия

Голландский историк и исследователь духовных движений профессор Жиль Киспел однажды на лекции сказал: “Гнозис даже без Христианства – Гнозис”. Он пришел к заключению, что Гнозис может рассматриваться как мировая религия. Такой вывод сделал не только он. На основе собственных научных исследований многие клерикальные историки сошлись во мнении, что Гнозис представляет большую важность и был неоправданно принесен в жертву во времена церковной и светской реформы около 300 года после Р.Х.

Протестантский исследователь Адольф фон Харнак утверждает, что этот решительный поворот в церковной истории мог быть вызван учреждением института церкви с монополией, заключенной в самом ее названии “католическая” (что означает “затрагивающая все”), и введением доктрины веры под названием Regula Fidei. Это правила, определяющие, кто – христианин, а кто – нет. Критерий чисто мирской: кто безусловно подчинялся доктрине католической веры, тот считался христианином.

Так внутреннее христианство, рождающееся из атмосферного излучения Христа и сотворившее Воплощенное Слово, было побеждено и отодвинуто в тень учением церкви. Сила Логоса, изначальная божественная вибрация, стоящая за Словом и философией Христа, была отринута и официально запрещена для познания человеком. Призрачной победе правителей мира сего над свободным живым Словом – Гностическим Христианством – предшествовал Никейский Собор 355 года, когда многое, в том числе и учение об инкарнации, было исключено из канонических писаний. Современные историки обнаружили, что в течение более чем трехсот лет прилагались немалые усилия по созданию имитации Христа. Стало очевидным, что именно гностические движения обладали такими качествами и знанием, чтобы считаться последователями Христа. Во многих книгах и трудах по истории религии упоминаются имена тех, кто помогал этому Свету сиять: Симон Маг, Марсиан, Василид, Валентин, Аполлоний из Тианы, Климент Александрийский и Ориген.

Последние два были из Александрии, они добавили в изначальное Христанство свое знание из дохристианской эры, но, тем не менее, гностическое – как, например, учение Гераклита о Логосе.

Учение о Логосе не является теоретической доктриной веры. Это живое переживание божественной силы, что проявляет себя в мире как живое Слово, Имя и Голос, как звук и вибрация. Гераклит из Эфеса дал своим ученикам знание об этой силе и проявлениях Логоса.

До того, как была учреждена католическая церковь, эта сила была известна и обозначалась как Логос или Гнозис. Существование Гностических, или мистериальных, школ было вполне естественным явлением как до, так и после рождения Христа. Только спустя столетия все напоминающее о деятельности Гнозиса было официально запрещено. Понятия “Гнозис”, “Логос”, “Духовная Школа”, “Школа Мистерий”, “Александрийская Школа” и все, имеющее отношение к эзотерическому Христианству, – забылось. Были предприняты усилия, чтобы окончательно искоренить все упоминания о Гнозисе. Четыре века Церковь боролась против гностицизма – и, наконец, победила.

ПИСТИС И СОФИЯ

Только в наше время, после открытия рукописей в Наг Хаммади, внимание мира было вновь обращено к существованию гностического движения. Понятия Пистис и София заставляют критического исследователя осознать, что за Словом должна стоять реальная атмосферная сила Христа; что современное христианство приобрело исключительно показной, внешний характер и лишилось какого бы то ни было эзотерического и мистического значения в результате своего отрицания этой силы и умалчивания о ней.

Но время церкви истекло. Началась Эра Водолея, и в действие вступили новые излучения. Человечество освобождается от догматизма и руководящей роли церкви. Растет способность к различению бесплодного, холодного, закостеневшего, догматичного – и нового, живого, вдохновляющего. Люди сами начинают ощущать, есть ли живая сила за словами или это только теория, несерьезная и пустая. Люди всех возрастов жаждут чего-нибудь настоящего, настоящей религии и истинной духовности. Они видят, что за 2000 лет христианство не принесло человечеству духовного прогресса. Они ищут своего счастья, используя восточные техники медитации и погружаясь в азиатские религиозные учения, но не знают, что причина падения христианства – борьба против Гнозиса и отрицание Логоса. Они не осознают, что Гнозис действует всегда, что его невозможно преодолеть и он, в сущности, непобедим. Как солнце светит и будет светить всегда, так и излучения Гнозиса пребудут всегда. По большей части человечество не сознает также, что Духовная Школа вновь действует в мире как гностическая община, распространяющая силу Логоса, как школа, в которой прозвучало Слово Начала, в которой действуют силы Пистис и Софии и реально присутствует атмосферная сила Христа. Также большинство остается в неведении о том, что современной церкви понадобилось четыре века борьбы за объединение своих сил и уничтожение изначального христианства, и, таким образом, в ее основе нет Гнозиса. Но Истина всегда остается Истиной, даже если ее веками подавляли. Аквариус не только изменит все взаимоотношения в мире, но и прольет свет Истины: без силы Логоса, без Гнозиса человек не может достичь правильного понимания Христа. Вот почему конец церквей предречен.

Живая всепобеждающая сила была атакована официальной религией. Последователи Гнозиса были заклеймены как еретики, преследовались и подвергались казни. Вот почему Гнозис мог проявлять себя только тайно. И только бесстрашные люди могли поддерживать в мире эту животворящую силу. Большинству остались лишь мертвые учения и внешние знания.  Мощный импульс Силы освобождения человечества, в конце концов, вылился в учреждения светской власти, которые держали христиан в неведении, препятствовали их развитию и принуждали к повиновению. Вместо Божественной Любви появился гуманизм, вместо Божественной Мудрости – теология и вместо истинной Веры – догматы. Мистерия стала мертвой буквой, освобождающая сила Христа утратила своих сторонников.

МОЛОДОЙ ГНОЗИС

Посредством излучения Водолея человек, наконец, освободится от кандалов незрелости и пут невежества. Сможет ли теперь Молодой Гнозис привести человечество назад, к истокам? Сможет ли он направить людей к изначальному Христианству, которое существовало еще до рождения Иисуса из Назарета и будет существовать в будущем? Lectorium Rosicrucianum, Духовная Школа Золотого Розенкрейца, являет собой Духовную Школу с семеричным проявлением, в которой действует сила Логоса.

Внутри этой семеричной структуры построена совершенная Школа Мистерий и Посвящения, в которой Сила Христа используется кандидатом для продвижения по пути победы.

Спустя столетия Духовная Школа построена вновь. Метод посвящения, использовавшийся в Мистериальных и Духовных Школах Египта, Греции, Александрии применяется снова. Нет необходимости держать это в секрете. Зазвучит ли голос Гнозиса в обществе настолько громко, чтобы человечество узрело истоки Знания и повернулось к Гнозису, частично зависит от развития внешней и внутренней Духовной Школы, которая заявляет о себе в настоящем. Молодой Гнозис вновь проявляет себя. Обращаясь к Гнозису, все собравшиеся вокруг Розенкрейца призывают освобождающую силу Света, и как группа, реагирующая на силу Логоса, образуют таким образом живое тело Духовной Школы.

Это силовое поле будет распространяться, расти и станет настолько интенсивным, что его невозможно будет не заметить ни в астральном, ни в материальном мирах. Все усилия к освобождению души будут зарождаться в этом поле, и многие ищущие ощутят его электромагнитное притяжение. Это искренняя, истинная философия, исходящая от универсального Учения всех времен, проявления которой можно наблюдать во всех аспектах деятельности Духовной Школы, оставляет диалектический характер этого мира, потому что находит его источник в Мире Статики, в Божественном Мире и тем исполняет желание ищущего человека: он может, наконец, выйти из непрерывного цикла быстротечности и смерти. Старой личности, порождению этой природы, трудно следовать прямым курсом. Человек не может держаться прямой линии: без компаса он бродит кругами, что характерно для всей его деятельности в этом мире. Все возвращается к своему истоку, все – по своему кругу. Только Гнозис прямо следует по своему пути.

Как существует единый Бог, существует только одна Истина, которая не допускает ни компромисса, ни фальсификации. Факт существования двух природных порядков – Божественного и падшего мира – проводит прямую линию между вечностью и быстротечностью. Линия эта не может искривляться. Неоспоримая Истина изолирует Духовную Школу Розенкрейца от существующего мира. Но таков единственный путь победить этот мир. Все больше людей будут подходить к этому уровню познания. Как много их будет, зависит от напряжения той силы, с которой Школа будет проходить свой путь. Чем более четко будет пройден путь, тем легче будет многим другим следовать ему. Именно об этом – слова Библии: “По плодам их узнаете их”.

ГНОСТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Греческое слово “Гнозис” означает “знание” в смысле внутренней уверенности, внутреннего понимания. Профессор Г. Киспел определяет Гнозис как “знание сердца”. Ян ван Рэйкенборг дает этому понятию следующее определение: “это компендиум (краткое изложение) изначальной мудрости, средоточие всего знания, нацеленного прямо в изначальную правду жизни неземной человеческой жизненной волны”. Гнозис есть знание пути, следуя которому потерявшееся человечество сможет вернуться в свое изначальное состояние бытия.

Трудно написать историю тех, кто изучал Гнозис и следовал ему в своей жизни. Их следы почти стерлись в веках. Но после того как в 1945 году в долине Нила близ местечка Наг Хаммади было обнаружено большое собрание гностических рукописей, появилась возможность частично воссоздать эту историю. Однако Гнозис всегда действовал вне зависимости от того, свидетельствовала о нем наука или нет. В настоящее время наука в большей степени, чем всегда, проявляет интерес к исследованиям Гнозиса, его проявлениям и воздействиям. При этом гностические рукописи и близкая к ним литература играют основополагающую роль. В этой связи важно не только сберечь эти манускрипты, но и опубликовать их. Это более чем важно для внутренней ориентации и поисков человечеством божественных знаний и изначальных ценностей. Ибо в этих манускриптах сокрыты глубокие познания. И в последние годы интерес к Гнозису и гностическим знаниям значительно возрос.

Этой проблеме посвящались конгрессы и симпозиумы. В конце 1990 года в Амстердаме прошел конгресс на тему Герметический Гнозис в течение веков. От имени Библиотеки Герметической Философии Й.Р. Ритман рассказал на этом конгрессе о характерных особенностях и значении герметических рукописей и о роли Библиотеки в их исследованиях. Его доклад, а также цитируемые отрывки других работ приводятся в настоящем издании журнала Пентаграмма.

Доклад опирается на текст Восьмая и Девятая Сферы, который, как предполагают, написан Гермесу Трисмегисту. Этот текст представляет собой часть еще не опубликованного тома герметических рукописей на голландском языке. Непереведенные до настоящего времени, они неизвестны широкому читателю, но существует приложение на английском языке в переводе профессора Р. ван ден Брук, одного из авторов голландского издания недавно опубликованного Герметического Свода.

Библиотека Герметической Философии рада предоставленной ей возможности представить по случаю конгресса Герметический Гнозис в течение веков жемчужину герметизма книгу Герметический Свод, переведенную с греческого профессором Г. Киспел и профессором Р. ван ден Брук. Публикация осуществлена издательством “In de Pelikaan”. Первое печатное издание появилось в 1607 году в Алкмаре, настоящий же новый перевод выглядит как современное изложение этого труда. В предисловии директор Библиотеки профессор доктор Е.А. Йнсен подробно рассказывает о предыдущих публикациях на голландском языке.

Перед нами новое издание Герметического Свода с подробным комментарием. Этот труд является источником духовной силы, поставленной на фундамент научных исследований и понимания. Таким образом, он несет мудрость герметической традиции, которая является частью богатой духовной истории нашей эры. Библиотека Герметической Философии ставит этот труд на герметический квадрат, где Герметическая Философия, Христианский Мистицизм, Алхимия и Манифесты, а также, соответственно, рукописи Розенкрейцеров свидетельствовали в ходе веков об истории и сущности Гнозиса. Таким образом, эта книга в некотором отношении предшествует теме Гнозис, которая собрала нас вместе в Амстердаме. Мы обращаемся к этой книге как бы продолжая идею выставки Библиотеки Гермес Трисмегист Отец Философов, открывшейся 13 декабря 1990 года и вдохновленной профессором Мае. Выставка сопровождалась каталогом, составленным доктором Ф. ван Ламон и состояла едва ли не из сотни манускриптов, имеющих отношение к Герметическому Своду, Асклепию, Изумрудной Скрижали и другим герметическим текстам. Многие из них были любезно предоставлены нам выдающимися библиотеками, среди которых мы назовем такие, как Университетскую Библиотеку Амстердама, Королевскую Библиотеку в Брюсселе, Флорентийскую Библиотеку Медичи-Лауренсия, Британскую Библиотеку в Лондоне, Национальную Библиотеку в Париже и Фольгеровскую Шекспировскую Библиотеку в Вашингтоне. Выставочная экспозиция представила пятнадцать манускриптов, из которых наиболее ранними является Асклепий и рукопись на пергаменте X или XI века, которой некогда владел кардинал Николай Кузанский, а ныне находящуюся в Королевской Библиотеке в Брюсселе. Были представлены также восемьдесят публикаций и, конечно, новый перевод Герметического Свода на голландский язык. Исторически эта экспозиция охватывает тысячи лет тематической истории трудов Гермеса Трисмегиста.

ДВОЙНАЯ ЗАДАЧА

Библиотека Герметической Философии в лице своих сотрудников имеет двойную задачу. Это, во-первых, демонстрация текстового материала в виде рукописей, печатных изданий, документов и реферативной литературы на основании исторической классификации и, вместе с тем, по возможности, расширение фондов. В настоящее время в Библиотеке содержатся приблизительно 15000 рукописей, 4000 из которых датируются ранее 1800 года. К тому же имеются около трехсот первопечатных книг, относящихся к XV веку, и около 400 манускриптов, из них 150 – средневековых. И, во-вторых, Библиотека считает своей обязанностью посредством организации и участия в выставках и конгрессах, равно как и публикаций, сделать ценные информационные источники, которыми располагает, доступными для ученых и духовных исследователей для освещения поныне неизвестной части культурной истории Европы.

Библиотека – это не просто коллекция книг, но, прежде всего, это то место, где содержание коллекции получает возможность стать достоянием широкой общественности. В нашем случае мы говорим о духовном знании, которое, как мы знаем, исходит из истоков Герметического Христианства. Герметическая Библиотека – это хранилище мудрости и духовной энергии. Это – герметическая структура, в которой мир Духа (Божественный мир) сияет через Душевный мир человечества (внутренний мир). Библиотека как таковая есть и всегда остается неоспоримым местом хранения и сокровищницей духовных заветов; хранилищем сотен трудов, относящихся к духовному измерению, которым только лишь и может быть объяснена жизнь.

Мудрость Гермеса Трисмегиста многообразно свидетельствует об этом духовном мире. В триединстве Бог-Космос-Человек Гермес является посланником, носителем Божественного Слова. Он – Трижды Величайший Гермес, Царь-Священник-Архитектор тройственной полноты манифестации (проявления): мира Духа, мира Души и мира материальных проявлений. Гермес Трисмегист, отец философов, является основателем и эпонимом гностического пути развития, которое мы именуем Гностическим Христианством. И само название Библиотеки Герметической Философии также происходит отсюда. С самого первого дня существования Герметического Христианства Гермес Трисмегист был источником духовного вдохновения. Он осуществляет свое влияние доныне, но не как историческая личность, не как символическая фигура, а как Духовный отец, стоявший у колыбели духовной традиции, берущей свое начало на заре истории, в качестве центрального принципа которой лежит идея Бог-Космос-Человек. Одной из герметических аксиом является духовное завещание, которое и послужило созданию Библиотеки: “Бог есть бесконечная сфера, центр которой везде, а очертание – нигде”.

Гермес Трисмегист, египетский Тот, греческий бог Гермес – все они являются духовными аспектами, в прошлых тысячелетиях проявившихся в виде посланника, толкователя Духовного Мира. Он – Духовный Свет, о котором мы читаем в прологе Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его”.

Манифестация живого Слова, Свет Предвечный, изливающийся беспрерывно в человеческую тьму – это триумф, но и одновременно причина глубокой человеческой трагедии для тех, кто не постигает Его.

Объяснение этого триумфа Света, а также великой человеческой трагедии, о которой сохранилась живая память –  таковы предпосылки создания Герметической Библиотеки.

БИБЛИОТЕКА КАК ПРЕДДВЕРИЕ

Древнеегипетская Гелиопольская Библиотека располагалась на участке, принадлежащем современному Каиру, и находилась в непосредственной связи с центром посвящения, со священническим городом Мемфисом, где происходило обучение мистериальным аспектам Изиды, Озириса и Гора; знания Сердца и Божественного Слова были здесь основными. В Александрии Египетской, в городе, сыгравшем важную роль в развитии Герметической философии, также существовала знаменитая Библиотека, но она погибла в огне две тысячи лет назад. Эти Библиотеки были преддверием, хранилищем мудрости, школами посвящения, прежде всего ставившими перед кандидатом строгие личные требования, неуклонно выполняемые в этой подготовительной фазе. Целью было полное освобождение от всех личностных амбиций и привязанностей. Такова практика эндуры, полного растворения эго. Это путь жизни, ведущий в Божественную тишину; и этот путь кандидат принимал на многие годы. Девизом Гермеса, называемого Богом мистической тишины, было: “Поклоняйся Богу будучи тихим, единство остается в себе”.

Эта Герметическая тишина описана также в Египетской Книге Мертвых. Чтобы участвовать в мистериях Гермеса Трисмегиста и его вездесущей мудрости, требовалось погрузиться в тишину. Во все времена таковым было условие Школы Мистерий, общины посвященных и кандидатов, которая работала как место методичного развития. Такова реальность, которая доныне может применяться любым человеком, стремящимся открыть завесу мистерии Гермеса Трисмегиста.

Ян Ван Рэйкенборг, духовный руководитель Lectorium Rosicrucianum, писал об этом в своей работе Египетский первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании “Изумрудной Скрижали” и “Герме-тического Свода” Гермеса Трисмегиста:

Вездесущая мудрость есть излучение, вибрация, универсальная световая сила, великая особенная электромагнитная сила. Она высочайшее излучение самого Духа. Когда человек обладает расширяющимся герметическим сознанием, излучение Духа немедленно познается и испытывается этим сознанием. Возникает фокус: жесткая мощно светящаяся точка встречи этого Универсального поля Духа и герметического человека. В этом фокусе Дух и сознание видят друг друга непосредственно. Дух этого фокуса есть Пэмандр, сознание же – Гермес. Когда герметическое сознание направлено к Духу, возникает светящаяся структура силовых линий. Таким образом, в точке встречи возжигается духовный огонь, и герметический человек встречает Пэмандра.

Этот путь посвящения выражается таинственной фигурой Гермеса Трисмегиста. Кто Он? Из множества источников мы знаем, что он есть духовный Отец предвечной Мудрости, которая простирается далеко за пределы сфер пространства и времени, и, таким образом, представляется как бы находящейся в усыпальнице, скрытой от глаз мира. Эту Мудрость, превосходящую время и пространство, жизнь и смерть, можно обрести лишь в результате рождения Духа-Души-Сознания.

И, конечно, нельзя не сказать о Марсилио Фичино, кто вместе с современными ему философами продолжал алхимические, мистические и герметические традиции на пути, несущем обновление.

УСЫПАЛЬНИЦА ГЕРМЕСА

Повествование об открытии усыпальницы Гермеса Трисмегиста, Духовного Отца, восседающего на золотом троне с изумрудной скрижалью в руках, с выгравированным на ней одноименным текстом на арабском языке, приводится в работе Юлиуса Раска, посвященной Изумрудной Скрижали и являющейся неоценимым вкладом в историю герметической литературы. Мы имеем в виду повествующий о Гермесе Трисмегисте манускрипт Кратет, восходящий к VI веку и несущий на титульном листе надпись: “Рассеиватель тьмы и светильник преисподней”.

Здесь же можно привести отрывок из Книги Аполлония Мудрого о причинах, приписываемой Аполлонию Тианскому:

С помощью своей книги я говорил и учил о мудрости, которой был посвящен с тем, чтобы вы могли слушать мою мудрость, и она смогла бы проникнуть в ваш дух и пронизать ваше существо. Каждый, кто воспринял мои слова своею сущностью настолько, что она начинала духовно “подвигаться”, обеспечивая, тем самым, ее совершенство (своей сущности); кто получил защиту от ограничений и духовно освободился от тьмы, не дающей возможности добиться знания и мудрости, тот получает посредством силы своей сущности помощь силы слова. Помощь силы слова пропорциональна силе его сущности и (оказывается) в той степени, в какой слово связывается с его сущностью, поэтому благодаря помощи (духовно активной) природы можно снова получить доступ к истине и пониманию структуры существ и причин вещей. Если же человек не “подвигается” изнутри своей сущности, чтобы слушать мое слово, это, возможно, потому, что его световая сущность окутана саваном тьмы и великой массой грубой материи, что стоит между ним и его восхождением по ступеням мудрости, подобно черной туче, что застилает свет лучащегося взора от соединения со светом сияющих звезд.

И ныне я хочу упомянуть свое имя, чтобы вы смогли устремиться к моей мудрости и обдумать мои слова, держа их в памяти день и ночь; дабы, исследовав, получить знание относительно тайн творения и о чудесах природы. Я – “Балинус”, владыка талисманов и чудес. Я тот, кто проник в темную усыпальницу и взял книгу знаний и тайн творения Гермеса Мудрого. Я получил от него знания и мудрость; от того, кто принимает решения, и обо мне в частности, по ту сторону мира; кто связан с тонким существом, свободным от ограничений и наделяющим способностью постигать внутренними чувствами, коими являются мысль, понимание, различение, усилие и сила суждения – все, что скрыто от внешних чувств; и к постижению внешними чувствами всего того, что принадлежит их области, а именно цвета, вкуса и запаха, то есть слуху, вкусу и обонянию. Следовательно, в творении не осталось ничего, ни тонкой духовной светящейся природы, ни, конечно, тяжелой физической (ничего из того, что постигается как внешними, так и внутренними чувствами) чего бы я не понял, будь то природа, причина или качество, и чего не постигла бы моя книга своею тонкостью и взвешенностью, позволяя грубой материи, своей противоположности, быть победителем. Итак, я говорю вам, – прислушайтесь же к моим словам! – что все происходит из четырех природ: из тепла, холода, влажности и сухости, причем каждая из природ связана с другими так, что является частью одного круга, а именно единый порядок объединяет их и существует только одна небесная сфера, что вращается с ними. Ее высочайшая часть связана с самой низкой, а самая близкая  – с отдаленнейшей; она всецело состоит лишь из одного элемента, связанная одним и тем же ключом (знаком), в котором нет различий. Но после случайного удара появились различия в частях этого элемента; качества стали различными благодаря различным соотношениям четырех природ, и вещи получили различные имена на основании своих различающихся субстанций и форм. Хотя в смеси различные элементы также отличаются друг от друга, но, тем не менее, они связаны друг с другом; они притягиваются и отталкиваются друг от друга и образуют соединения друг с другом, в зависимости от степени их подобия и различия, так, что подобное притягивается силой сцепления, а то, что различно, удаляется силой противоположностей. Такова тайна мира и понимания корней природы. Я описал знание взаимоотношений природы, касаясь их подобия и различия для того, чтобы это знание стало доступным тому, кто изучает эту книгу постоянно: день и ночь. Так он постигнет мастерство отделения вещей от их субстанций и будет способен связывать четыре природы с их противоположностями, и тогда он станет господином познания причины вещей. Я поставил это объяснение в начало моей книги для того, чтобы тот, кто постигает ее, был осведомлен о главных моментах познания, и благодаря этому был подведен к познанию тайн творения, достигнув, таким образом, объяснительного представления природы.

А теперь я открою вам свое фамильное древо и мое происхождение. Я был сиротой, мальчиком я родился и жил в городе, называемом Тиана. У меня не было никакого имущества. В этом городе стояла каменная статуя на золотом пьедестале, на котором было написано: “Внемли; я – Гермес трижды мудрый; я предложил на рассмотрение этот замечательный знак всякому взору, но затем скрыл его своею мудростью, дабы те, кто не равен мне в мудрости, проходили мимо”.

Однако спереди статуи была надпись на древнем языке: “Тот, кто хочет познать тайны творения и проявления природы, взгляни под мои стопы”. Но никто не понимал, что бы это могло означать, и начинали искать у него под ногами; но ничего не видели. В те дни ввиду моей юности я был еще духовно слаб; но когда моя духовная природа усилилась, я прочел то, что было написано спереди колонны, поразмышлял о смысле и начал копать под ее основанием. И вот я вошел в подземелье, наполненное тьмой, куда не проникал ни единый солнечный луч, хотя наверху сияло солнце. В подземелье не ослабевая дули ветры; поскольку здесь практиковали магию ветра, это был дом для ветра, чтобы ветер постоянно циркулировал, и можно было собирать его силу. Из-за темноты я не смог войти в помещение, а из-за сильного ветра ни один огненный (световой) луч не мог здесь удержаться. Я обессилел, ибо мое горе было велико, и сон поверг меня, когда я размышлял с сокрушенным сердцем о трудностях, в которые попал. Затем передо мной появился седой старик в той же самой позе и с такой же фигурой, что и я, и он сказал мне: “Балинус, вставай и войди в комнату, дабы усвоить знание о тайнах творения и достичь понимания природы”. Я отвечал: “В такой темноте я ничего не вижу, к тому же пламя гаснет на сильном ветру”. На это он сказал: “Балинус, поставь свой светоч в сосуд, защити его от ветра так, чтобы его нельзя было задуть. И так ты получишь свет во тьме”. Я вновь был счастлив. Я знал, что достиг своей цели, и сказал: “Кто ты, оказавший мне такое благодеяние?” Он отвечал: “Я – твое собственное совершенное тонкое существо”. А затем я проснулся, полный радости, поставил светоч в сосуд, согласно наставлению моей духовной сущности, и вошел в комнату. И… я нашел старика, сидящего на золотом троне и державшего в руках пластину из зеленого изумруда, на которой стояла надпись: “Это тайна мира и познание явлений природы.” И перед ним была книга, на которой написано: “Это тайна творения и знания о причинах вещей”. Совершенно спокойно я взял книгу и покинул подземелье. Из этой книги я познал тайны творения и явления природы и стал обладателем знаний о причинах вещей; мое имя стало знаменитым по причине моей мудрости; я делал талисманы, совершал чудеса, и завершил смешение четырех природ, их состав, различия и соединения... Я пишу эту книгу для тех, кто придет после меня, равно как она была написана для меня моими предшественниками.

Удивительно сходство вышеприведенного текста с началом первой книги Герметического Свода, где описывается встреча с Пэмандром.

ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ

Мы неоднократно находили Герметический гностицизм в рукописях, повествующих о поисках истоков мудрости Гермеса Трисмегиста. Эти труды по Герметическому гностицизму можно найти и в Библиотеке Герметической Философии: сотни рукописных и печатных трудов, начиная с раннего периода искусства книгопечатания. В этой связи можно сослаться на каталог, озаглавленный Христос, Платон, Гермес Трисмегист. Это каталог выставки, прошедшей в этом году в Амстердаме и в Нью-Йорке и составленный американским исследователем Мэгом Фордом. В нем подробно рассматриваются как содержание, так и форма печатных трудов VI века, равно как и большого количества документов, которые поныне вдохновляют западный мир.

Они несут мудрость, а именно древний Гнозис Гермеса Трисмегиста, проявляющийся в Герметической философии, Христианском мистицизме и Алхимии, которые столь часто подвергают поруганию и совершенно неверно интерпретируют. Текст Изумрудной Скрижали начинается словами: “Это истинно! Это справедливо! Это вся истина! То, что внизу, подобно тому, что вверху; а то, что вверху, подобно тому, что внизу; дабы осуществились чудеса Единого”. Гермес представляется здесь как посвященный мистерии трансмутации, духовной алхимии. Герметическая мудрость смешивается с христианством, но одновременно остается, как и было доказано исследователями, чисто арабским Гнозисом, куда составители Герметических текстов, включая и Изумрудную Скрижаль, внесли магические, астрологические и алхимические традиции. Совместное влияние этих аспектов мудрости сыграло свою роль в среде христианских теологов и других философов Средневековья; они были знакомы с работой, приписываемой Гермесу Трисмегисту и озаглавленной Книга 24 философов, диалог о Боге.

Можно назвать имена Экхарта, Таулера, Сузо, Альберта Великого (его Книгу о минералах), Раймунда Луллия, Николая Кузанского как предшественника Коперника – все они смогли заложить основание Герметической философии, которая в дальнейшем проложила себе путь через христианский мистицизм и многогранно проявилась в алхимии. Для всех них Гермес Трисмегист как отец философов являет вершину своей Изумрудной Скрижалью. Эта алхимическая традиция представлена такими авторами, как Гебер, Гортоланус со своими знаменитыми комментариями к Изумрудной Скрижали, Арнольд из Виллановы, Бернард Тревизанский и Петр Ломбардский.

Герметическая философия, Христианский мистицизм и алхимия определили духовный характер XVI столетия. Флорентийские философы Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и немецкие философы Иоханн Рейхлин, Парацельс, Каспар Швенкфельд, Себастьян Франк и Валентин Вигель направляют алхимическую, мистическую и герметическую философию на путь обновления. Эти авторы, как и многие другие, не упомянутые здесь, представляют гностическую традицию в Библиотеке Герметической Философии. К концу XVII столетия они создали духовный климат, который стал неоценимо важным для истории Европы; мы говорим об общине Братьев Святого Розенкрейца, которые во времена, когда духовная реформация ворвалась в Европу, составили Манифесты Братства Розенкрейцеров. Это были Зов Братства, Исповедание Братства, и Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца, опубликованные соответственно в 1614, 1615 и 1616 годах.

ХРИСТИАН РОЗЕНКРЕЙЦ

Когда мы читаем о поисках гробницы Отца и Брата Христиана Розенкрейца и книги Т (Теос), содержащей мудрость Христиана Розенкрейца, то видим, что эта история похожа на рассказ о гробнице Гермеса Трисмегиста и Изумрудной Скрижали.

Однако мы хотим искренне признаться, во Славу Богу, что не имеет значения, какие знания мы могли бы получить через секреты книги М (несмотря на то, что мы можем видеть как сам образ, так и двойник мира) – ни наши несчастья, ни смертный час нам неизвестны. Это знание принадлежит Богу, который таким образом вынуждает нас всегда быть в состоянии полной готовности ко всему.

Вплоть до этого момента мы, самые младшие, не знали, когда умер наш любимый Отец C.R., имея в своем распоряжении только имена основателей и всех их преемников. Но мы помнили одну мистерию, в которой Брат А., преемник Брата Д. (который, как последний из второго поколения последователей, жил в то же время, что и многие из нас) сказал нам, принадлежащим к третьему поколению, в завуалированной форме о ста двадцати годах. Мы должны признаться, что с момента смерти Брата А. никто из нас не знал ничего о Брате C.R., исключая то, что можно было встретить о нем в нашей философской библиотеке. В этом ряду “Axiomata” считалась нами самой важной, “Rotae Mundi” – самой художественной, “Protheus” – самой полезной. Также мы не были уверены, обладали ли те, кто принадлежал ко второму поколению последователей, такой же мудростью, как те, кто был из первого, и были ли они ко всему допущены.

Благосклонному читателю, однако, можно напомнить вновь, что не только слышанное нами о могиле Брата С., но и все, что мы открыто обнародовали касательно этого, было дано, позволено и предписано Богом. Мы всегда соглашаемся с Ним с полным доверием и не будем колебаться – если кто-то придет к нам в смирении и с христианской верой – открыть наши христианские имена и фамилии в печати, рассказать о наших встречах и обо всем остальном, что может потребоваться от нас.

Следующий текст представляет собой подлинный изначальный рассказ высокоозаренного Господом человека, Брата C.R.C., об открытии гробницы:

После того как Брат А. упокоился с миром в “Gallia Narbonensis”, наш любимый Брат N.N. занял его место. Когда он вошел в наш круг и принес торжественную клятву веры и сохранения тайны, то поведал нам, что Брат А. заверил его, что наше Братство недолго будет оставаться тайным, а станет в ближайшем будущем поддерживающим, необходимым и стяжающим хвалу для всех жителей Германии. В следующем году, окончив свое ученичество, он собрался использовать подвернувшийся счастливый случай, чтобы отправиться в путешествие с благоволением Фортуны. Будучи хорошим архитектором, он решил перед этим изменить кое-что в своем доме и оборудовать его более практично. Во время работы он нашел бронзовую мемориальную плиту, на которой обнаружил, среди прочего, имена всех членов Братства. Поскольку Старшие Братья хранили в тайне, когда умер Брат С.R. и в какой стране он был похоронен, и, таким образом, нам это было неизвестно, он захотел поместить эту плиту в другое, более подходящее место. В мемориальной плите был большой гвоздь, и когда его с силой вырвали, отделился огромный кусок тонкой стены. И тогда обнаружилась скрытая за ним дверь. С радостью и полные надежд мы убрали остаток стены и расчистили дверь. Высоко вверху было написано: “Через сто двадцать лет я буду открыта”, а внизу стояла дата: 1484. Мы возблагодарили Бога за это открытие и отложили все дела на остаток вечера, так как хотели сначала обратиться к нашей “Ро-те” (Rotae).

Вновь, и уже в третий раз, мы ссылаемся на “Confessio”.С этого момента все, что мы откроем здесь, станет счастьем для тех, кто этого достоин, для тех же, кто недостоин, согласно воле Божьей, в этом будет мало прока. Так же как наша дверь открылась чудесным образом после стольких лет, откроется, когда будут расчищены завалы, и дверь для всей Европы, и это уже предвосхищается и с большим нетерпением ожидается многими.

Следующим утром мы открыли дверь, за которой находилась гробница с семью стенами и семью углами. Каждая сторона была пять футов в ширину и восемь футов в высоту. Несмотря на то, что гробница никогда не была озарена лучами солнца, она была ярко освещена другим солнцем, которое получило свою способность светить от солнца и которое посылало лучи из самой высокой точки в центре склепа. Посредине, вместо надгробия, стоял круглый алтарь, на котором лежала бронзовая плита с надписью: A.C.R.C. “Будучи живым, я сделал этот компендиум Вселенной своей могилой”. Вокруг первого круга, или кольца, было написано: “Jesus mihi omnia” (“Иисус для меня все”). В середине были четыре рисунка, обведенные окружностями, надпись к которым гласила:

 

“Пустого пространства не существует.

Ярмо закона.

Свобода Евангелия.

Слава Господня неприкосновенна”.

 

Мы еще не нашли мертвого тела нашего божественного и мудрого Отца. И тогда мы отодвинули алтарь в сторону и подняли тяжелую бронзовую плиту. Внизу обнаружили прекрасное и благородное тело, неповрежденное и без каких-либо следов разложения, в полном облачении и украшениях, описанных здесь весьма точно.

В руках он держал маленькую книгу под названием Т, написанную золотыми буквами на пергаменте, которая теперь, после Библии, является нашим величайшим сокровищем и которая, будьте уверены, не может бездумно быть отдана на суд этого мира. В конце книги стоял следующий панегирик:

“Христиан Розенкрейц, ядро семени, посаженного в сердце Иисуса, родился в благородной и многоуважаемой германской розенкрейцеровской семье. Как великий человек своего века, он был призван к божественным откровениям, одаренный выдающимся чувствительным воображением и неисчерпаемой энергией и допущенный к небесным и человеческим мистериям. Во время своего путешествия в Аравию и Африку он собрал сокровища, превосходящие сокровища царей и императоров. Время этих сокровищ еще не пришло, и они должны будут быть открыты заново впоследствии. Он положил эти сокровища в безопасное место и сделал самых верных и близких друзей наследниками своего знания и имени”.

 

В конце было написано:

“В Боге родились.

В Иисусе умерли.

Через Духа Святого воскресли”.


ИСТОРИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ

Христиан Розенкрейц – это таинственное имя и духовная мистериальная фигура, о которой вновь заговорили в начале семнадцатого века, что послужило началу нового этапа духовной истории Европы. Историческое исследование окружающих условий и источников вдохновения, сопровождавших рождение манифестов Братства Розенкрейцеров в начале XVII века, в настоящее время завершено сотрудником библиотеки доктором Карлосом Гилли. В своем докладе на конгрессе Das Bekenntnis zur Gnosis von Paracelsus bis auf die Schuler Jakob Boehmes доктор Гилли приводит аргументы в пользу той точки зрения, что ранние Розенкрейцеры были гностиками, толковавшими и современным образом распространяющими герметическую философию. После долгих лет забвения история розенкрейцеров будет переписана заново. Тысячи манускриптов, печатных комментариев, писем и других документов было собрано доктором Гилли в библиографии ранних розенкрейцеров, относящихся к периоду от 1600 до 1640 года. И в преддверии публикации этого захватывающего исторического исследования можно утверждать без каких-либо сомнений, что духовная традиция, предъявившая себя миру через Гнозис Гермеса Трисмегиста, служила источником вдохновения и ранних розенкрейцеров. Связь между мистическими фигурами Гермеса Трисмегиста и Христиана Розенкрейца была заметна уже в первые годы после публикации Манифестов Розенкрейцеров. Брат Розенкрейцер Даниэл Моллинг в 1618 году в своей работе Speculum Sophicum Rhodo-Stauroticum, которую многие исследователи считали четвертым манифестом Розенкрейцеров, связал воедино “Ergon”, подготовительную фазу духовного процесса, “Imitatio Christi” Томаса А. Кемпи и “Parergon”, принципиальный аспект учения Братства R.C. Христиана Розенкрейца с философией Гермеса Трисмегиста.

Не будем забывать, что святые писания содержат иероглифы тайных указаний на процесс, который должен происходить в человеке. Но даже если кто-нибудь сделает понятной всю явленную мудрость Гермеса, это никак не сможет повлиять на трагедию человека, пока сила просвещенного озарения, Гнозис, не сможет пробиться через темную пещеру в сердце самого человека. Гнозис – это знание сердца и чувства головы; освобождающее слово и освобождающее действие, рожденное творческой активностью. На герметическом квадрате духовного наследия, которое стало доступным в наши дни, как и являющий себя Гнозис Гермеса Трисмегиста и Христиана Розенкрейца, должен быть построен Trigonum Igneum – огненный треугольник. Это троичный процесс инициации, проходящий в священной тишине мистериального сообщества; а, следовательно, не на мировой сцене, не на конгрессах и собраниях в гостиной гностицизма для интересующихся.

Нет, кандидат в гностические мистерии должен, как в былые времена, идти на поиски тайной гробницы Гермеса Трисмегиста – в прошлом и Христиана Розенкрейца – в настоящем. Жемчужина Герметизма, духовное сокровище, спрятано от мира и лежит сокрытым в мистериальной полноте духовного мира, который отделяет себя от ограничений пространства и времени. Мы должны войти в глубину и тишину нашего существа души, чтобы найти дорогу к духовной вездесущности. По этой причине мы цитируем Гермеса Трисмегиста: “Служи Богу в молчании, единство пребудет в себе”.

Вечность создает мир, оплодотворяя материю бессмертием и стабильностью. Потому что рождение материи зависит от вечности, так как вечность зависит от Бога. Сохраните внутри себя восприятие всех сотворенных вещей: огня и воды, сухости и влажности; представьте бытие повсюду в то же самое время – на земле, на море, в воздухе. Представьте, что вы еще не сотворены, находитесь в утробе матери, что вы – молодой человек, старый, что вы умерли, что вы по другую сторону смерти. Если вы сможете объять все это одновременно в своем сознании – времена, места, событии, качества – тогда вы сможете осознать Бога.