Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Нирвана: высочайшая пустота и источник жизни


Нирвана: высочайшая пустота и источник жизни

Едва ли существует концепция, столь же непонятная, как нирвана. Ее считают угасанием всего, что существует. Но все как раз наоборот: человек, старое “Я” которого тонет в нирване, находит там источник жизни. Он позволяет действовать в себе изначальной энергии.

 

Многие учения мудрости знакомы с понятием пустоты. В буддизме существует понятие нирваны, что буквально означает “угасание разделенного существования”. Даосизм, египетская мудрость и учения первых христиан говорят о необходимости стать пустым на духовном пути. Что значит “стать пустым” и что означает пустота в связи с прохождением духовного пути?

Слова Иисуса “Царство мое не от мира сего” (Иоанн 18: 36) дают ключ к пониманию. Человек наполнен вещами этого мира: его сознание, его мышление и его чувства – всего лишь пестрый хоровод преходящих вещей. Его восприятие, его желания и опасения, соображения об условностях разного рода и тысяча внешних вещей, которыми он ежедневно озабочен, часто не оставляют пространства, в котором могло бы проявиться нечто из другого Царства. Поэтому он полностью един с миром преходящего. Другое, Царство не от мира сего, как бы не существует для него. Поэтому понятно следующее: тот, кто не создает в себе пространство и не опустошается от вещей этого мира, не может испытать Царство Божие.

Первый шаг к опустошению от преходящей природы – это шаг в тишину. В Дао Дэ Цзин, в главе XXV говорится:

 

Прежде, чем стали существовать

небо и земля,

Уже существовало безграничное Бытие.

Как же спокойно и безмятежно оно,

как нематериально.

Оно пребывает в одиночестве, само по себе,

и никогда не меняется.

Оно проникает повсюду,

но при этом не подвергается опасности.

Это Бытие можно назвать

Матерью всего, что есть под небесами. 1

В тишине и пустоте этой природы познается первопричина всего, незыблемая и бесформенная. Роза сердца связывает каждого человека с божественным жизненным полем. И человек испытывает в тишине, что он безраздельно связан с этим полем бытия – с полем, восходящим к первопричине всего творения. Если он готов к этому, он может научиться доверять бесформенному, которое “можно назвать Матерью всего, что есть под небесами” – первоначальному принципу всего существующего, в суть которого не способно проникнуть человеческое сознание. Шаг в пустоту этой природы для нас, людей преходящего мира, не прост. Лишь тот, в ком объединяются ум и самоотдача, может испытать нирвану, в которой угасает преходящее и одновременно возникает непреходящее.

 

Беспокойство

В начале этого пути мы замечаем, что голос тишины иногда хочет быть услышанным, не как природный звук, а как воспарение духа, как беспокойство, как непонятное или как покой, несмотря на все трудности. Если мы честны с собой, то понимаем, что не можем никак ответить на эти прикосновения или преобразовать их в жизни. На самом деле мы не имеем над этим голосом власти, и, как природные люди, вообще не достойны его. Тем не менее, мы можем научиться тому, чтобы быть все более открытыми для другого “становления”, которое принимает в нас образ. И мы обязаны проверять все силы и знания, которые приходят к нам на этом пути. Поиск мира тишины при этом – большая помощь.

С точки зрения этого мира, пустота природы кажется действительно ничем. Это может вызывать страх. Если же человек, ведомый глубочайшей духовной тоской, имеет мужество вступить в эту пустоту, он испытает, что пустота с точки зрения природы в действительности является полнотой, Абсолютным, от которого все относительное только и получает свой смысл. Поэтому в главе XI Дао Дэ Цзин говорится:

 

Тридцать спиц колеса соединяются

у его ступицы,

но лишь благодаря

пустому пространству между ними

колесо пригодно к использованию.

Глиняной вазой пользуются лишь потому,

что она сделана полой внутри.

 

 

Когда строят дом, в нем

делают окна и двери,

но лишь благодаря пустому пространству,

скрытому за ними, в них есть польза.

Поэтому бытие – то, что материально, –

имеет свои достоинства,

однако истинная полезность

зависит от не-бытия,

от того, что нематериально. 2

 

Здесь на символическом языке изложено, что вещи становятся пригодными (полезными) благодаря пустоте. Ступица в середине колеса, которую присоединяет ось, делает возможным движение. Все Творение поддерживается в движении благодаря пустоте в его середине. Благодаря пустоте в середине вливаются божественные энергии.

Творение и человек лишь тогда на самом деле наполнены жизнью, когда они осознанно несут в себе это пустое пространство. Двери и окна дома в этом смысле символизируют открытость в отношении бесформенного изначального. Форма и бесформенность имеют один смысл: если человек благодаря движению по пути приводит их к гармонии, он испытывает смысл и пользу обоих.

Законы бытия диалектического мира становятся человеку друзьями, если его существо открыто для еще бесформенного Другого. Рождение, расцвет и умирание теряет свою господствующую силу. Хотя оно еще управляет внешней стороной вещей, однако человек, направляющий себя на еще пустое для него и вверяющий себя ему, сразу ставится под другой закон: закон божественного Царства.

Будда говорит: “Блаженство – это нирвана”.

Кажущаяся пустота – родина непреходящего спокойствия, любви и мудрости. Из внушающей нам страх пустоты возникла “высшая пустота”, полнота.

Таким образом человек идет путем опустошения, становления пустым, к нирване. Чем больше он создает в тишине пространства для изначальной энергии, тем меньше вещи этого мира могут влиять на него. Он сознает, что его старое существо находится под влиянием в неосознанности, что оно является мячиком в игре сил преходящей, падшей природы. Он разоблачает ее! Свет и Другое, Божественное разом пробуждается в нем, ведет наконец к нирване, к становлению тихим.

 

Непонятное

Едва ли есть еще столь ложно трактуемое понятие, как нирвана. Ее принимают за угасание всего существующего, и существует убеждение, что буддизм как будто поднимается в абсолютное ничто. Но нирвана пуста лишь для сознания человека, связанного с формой. Однако человек, старое существо которого умирает, растворяется в нирване, находит там источник всей жизни. Для него форма всех вещей пуста, если она не связана с Абсолютным, своим первоначалом. Иллюзия, “майя”, прекращается, когда человек, чья истинная сущность пробуждается, входит в нирвану.

“Угасание” в смысле восточных учений мудрости может быть сравнимо с эндурой Братства катаров и современных розенкрейцеров. В этом процессе связанное с формой существо погибает, а человек Духа-Души пробуждается. Это путь, на котором мы познаем, как через нас могут действовать энергии Царства Небесного. В этом глубочайшее значение 57  стиха Дао Дэ Цзин:

 

Я не действую,

а люди преобразуются.

Я радуюсь покою,

а люди становятся честными.

Я ничего не делаю,

а люди становятся богатыми.

У меня нет желаний,

а люди возвращаются

к своей изначальной природе.3

 

Активность

Вначале человек замечает – возможно, с изумлением – что он становится тихим и испытывает действие освобождающих сил в самом себе. Он устанавливает, что отпускает вещи, которые Я никогда не смогло бы отпустить. В этом “отпускании”, “не удерживании” в него одновременно вливается всеохватывающая Любовь, как сила, поддерживающая собой все. Тем не менее источник этого превращения всегда остается невидимым. Из внушающей страх пустоты небытия возникает “высшая пустота”, совершенство.

Тот, в ком таким образом “высшая пустота” как духовный изначальный принцип вновь становится действенной, не обосабливается от своего окружения. Он действует, но тот, кто действует – это больше не человек, который определяется формой.

Он позволяет действовать в себе изначальной энергии и знает, что действует не он, как природнорожденный человек. Только так изначальная сила, общая для всех, может быть активной через отдельную личность и пробуждать в других воспоминание об их изначальном происхождении.

Поэтому в Дао Дэ Цзин говорится: “Я не действую, а люди преобразуются”. Изначальное происхождение действует и высвобождает в других возможность к преображению.

“Я радуюсь покою, а люди становятся честными”.

За чем должен гнаться человек, в которого проник покой соединения с изначальным происхождением? Он по своей истинной сущности един со всем, и это понимание он оживляет в других людях.

“У меня нет желаний, и люди возвращаются к своей первозданной природе”.

Возвращение к изначальной природе вначале непостижимо для природнорожденного человека. Однако если он ищет тишины, он создает внутреннее пространство, которое может наполнить голос тишины – голос вечности. Этот голос может прозвучать в человеческом сердце и, таким образом, перенести энергию тишины. Сознание открывается для Безграничного. Оно знает, что связано со светом и силой вечности, и все яснее осознает поворот к свету как свою цель. Оно испытывает нечто от “высшей пустоты”, первопричины, из которой появляется весь свет, вся сила, все бытие.

Тот, кому знакома “высшая пустота”, вспахивает поле материи и освобождает из нее Дух.

Путь дарует жизнь.

Добродетель растит,

раскрывает, окружает заботой,

дает прибежище,

исцеляет, питает и охраняет.

Порождать, не обладая,

действовать, не притязая,

дать расти, не контролируя,–

это изначальная добродетель. 4