Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Письмо к дочери


Письмо к дочери

Дорогая дочь, как-то ты спросила меня: “Папа, я не могу понять. С одной стороны, считается, что люди самостоятельны и сами ответственны за все, что делают, видят и слышат. А с другой стороны, я слышу: ‘Пусть будет воля Твоя, а не моя’. Одно не увязывается с другим, это противоречие. В чем же тут дело?

 

Тогда я тоже не знал ответа. И хотя я понимал, что ты имеешь в виду, говоря об очевидном несоответствии, я одновременно чувствовал, что и то и другое верно, но не мог выразить это словами.

Ответить на этот вопрос сложно. Уже многие говорили и писали о воле. Вследствие этого возникла огромная путаница. Если ты внимательно прочитаешь или прослушаешь все эти статьи, то первое, на что ты обратишь внимание – в них описывается лишь воздействие воли: что делает воля и что является следствием ее воздействия. Но ничего не говорится о том, что же такое сама воля. Само по себе все это, конечно, интересно и актуально, но не дает ключа к разрешению названных противоречий между самостоятельностью человека и передачей воли. Кроме того, не проводится никакого различия между волей, желанием или потребностью. От этого путаница становится еще больше, ведь различие довольно существенно.

В нашей повседневной речи мы используем, например, слово “хотеть” как синоним слова “желать”. Мы спрашиваем: “Что ты хочешь получить ко дню рождения?”. В ответ мы ожидаем не излияние чувств, а выражение пожелания или потребности. То, что эта кажущаяся идентичность между волей и желанием давно является проблемой, видно, например, из сочинения Спинозы, великого голландского мыслителя XVII века. Он понимал: то, что мы часто называем волей, следовало бы назвать просто желанием. Для Спинозы не существовало собственно воли. Для него понятие “воля” было абстрактным выражением для обобщения действий или воздействий, в основе которых лежит инстинкт самосохранения. Впрочем, интеллект был для него тоже всего лишь хранилищем  идей.

Но я забегаю вперед. Для того чтобы освободиться от подмены понятий желание и воля, нам придется начать сначала. Этим началом будет понимание фундаментальной природы, как это называет Ян ван Рэйкенборг в своем комментарии к двенадцатой книге Герметический Свод Гермеса Трисмегиста. В стихе 5 двенадцатой книги Ключ Гермеса Трисмегиста говорится:

“Деятельная сила Бога есть его Воля, и сущность ее состоит в желании существования всех вещей”. Впрочем, этот же самый отрывок Р. ван ден Броук (R. van den Broek) и Г. Квиспел (G. Quispel) в своем издании Герметического Свода переводят следующим образом: “Его действия – это Его Воля, и Его бытие – это Воля, направленная на существование всего”.

В этом переводе также остается незамеченным принципиальное различие между волей и желанием. Многие из нас, особенно деловые люди, не видят разницы между волей и желанием или не утруждают себя этим. Они тотчас делают то, что им хочется. Мечтатели, напротив, в какой-то мере отмечают эту разницу. Иногда они размышляют о своих желаниях, но у них отсутствует побуждение для перевода желания в непосредственное действие воли. Воля и желание имеют много общего с пространством и временем. Можно сказать, что воля в основном связана с пространством, а желание – со временем. Из воли возникает конкретное дело, что-то становится осязаемой действительностью. А желание – это проекция в будущее. А так как время и пространство тесно связаны между собой, то и воля и желание также переплетены друг с другом. Ты можешь отследить это в себе самой, по тому, как ты переживаешь и обозначаешь вещи. Например, мы обнаруживаем границы внутри себя. Значит, существует еще одно пространство, наше внутреннее пространство. Мы замечаем, что это связано с нашей волей, как только кто-либо перешагивает наши границы. В таких случаях наша реакция не будет мягкой, вроде: “О нет, пожалуйста, нет, я не желаю этого”. Мы громко закричим: “Я не хочу этого!” И речь здесь идет совсем не о проекции в будущее, мы точно находимся в настоящем, в физическом пространстве.

…Прошло несколько дней. Я рано встал, почитал и продолжаю свое письмо к тебе. Полный ответ на твой вопрос я еще не дал, и как раз потому, что очень важно точно разграничить волю и желание. Именно здесь находится ключ. Ослабленные люди очень отчетливо понимают, что оба эти качества существуют отдельно. Их внутреннее “пространство” истощено. Один из них рассказывал: “Едва ли у меня еще была активная воля. Было только желание, одно, главное желание. Я чувствовал, что оно есть, но оно было лишено всяких образов. Оно и не могло иметь образа, потому что не было пространства для придания формы этим образам. Точнее, желание не могло проявляться осознанно, часто только с большим замедлением. Я не мог адекватно реагировать на происходящее вокруг меня. Мне не хватало силы.

Нашей волей управляют желания и страсти. Желание проецирует образы в наше внутреннее пространство. Эти образы соединяются с нашим сознанием и вызывают в нас эмоции. Мышление дает этим образам направление, ищет путь к их реализации и запечатлевает их в нашем дыхательном поле, поддерживая постоянное внимание к этим образам. Так эти образы все время получают эмоциональную подпитку. Наконец сила этого заряда освобождает волю, чтобы затем образ проявился и мог быть переведен из внутреннего пространства во внешнее, физическое пространство.

Итак, желание через (низшее) мышление управляет нашей волей. Воля – это сконцентрированная сила мысли! И наполняя наши желания силой мысли, мы тем самым способствуем их усилению. Если мы перестанем уделять им внимание, они нейтрализуются и исчезнут на заднем плане. Заглянув в себя, можно обнаружить различные виды желаний. Есть желания, возникающие из чистого самолюбия и из чувства самосохранения. Они направлены лишь на укрепление нашего самосознания или получение удовольствий, даже если это происходит за счет других. Но есть желания, направленные на совершение добра нам, нашему окружению и нашим близким. Мы хотим улучшить мир и превратить его в постоянный рай со счастьем, равенством, любовью и миром для каждого. Весь этот набор стремлений возникает из известной природы, в которой все преходяще и все парадоксальным образом стремится к сохранению своего собственного благосостояния и целью считает себя самого. Мы сами целиком из этой природы, наше мышление тоже. Вследствие этого, и наша воля также из этой природы. Ее можно беспрепятственно использовать для выполнения всех этих желаний. Но в нас живет и другое желание, не только не принадлежащее этой природе, но абсолютно ей чуждое. Оно исходит из божественной природы и не знает ни границ, ни ограниченных и изменчивых форм. Поэтому эта природа не может проецировать в наше внутреннее пространство образы, воспринимаемые нашими органами чувств. Мы узнаем это желание, но не можем его выразить. Иногда это просто тоска, а затем опять тихое, скрытое знание. Чаще же это общее беспокойство, чувство, что “должно быть что-то большее, нечто действительное, чего у нас нет”. Оно не имеет образов, различимых для нас, и у нас нет воли, которая могла бы воплотить эти образы.

Единственное, что мы можем сделать с нашей собственной волей – обратиться к этому желанию, очистить место. Но мы должны “захотеть” сделать это. В этом заключается свободный выбор. В этом мы самостоятельны. Ничто не принуждает нас к этому, и мы не должны делать это по природной необходимости. Это желание “хотеть” требует постоянного внимания, непрерывного усилия устранять все другие желания, свойственные нам как земным людям. Если нам удается, если мы в состоянии стать тихими в наших собственных страстях и желаниях, то в этом внутреннем пространстве, свободном от эмоциональной нагрузки, может быть сказано: “Да будет воля Твоя, а не моя”. Это первая фаза. На следующем этапе может развиться новая воля. В этом заключается возможность свободы. Внутри определенных границ у тебя есть свободный выбор: направить мышление, а через него сознание к “совершенно Иному”. И именно это желание, чуждое твоему существу, но так близкое сердцу, дает тебе эту возможность. Тогда возникает новая воля, которая действует в согласии с принципами изначальной природы. И только тогда мы действительно можем сказать: “Да будет воля Твоя, а не моя”. И в этом нет абсолютно никакого противоречия. Самостоятельная “свободная” воля дает возможность выбирать и создавать пространство для новой воли.