Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Происхождение эонов по Гёте


Происхождение эонов по Гёте

Четверть века назад Ханс Кристоф Бинсвангер анализировал современную экономику в своей книге «Деньги и магия». Он делал это на основе двух пьес Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832) об алхимике ХVI века Фаусте, который продал свою душу дьяволу в обмен на всемогущество. Великий поэт, Гёте предвидел проблемы и опасности развивающейся экономики. Фауст – это человек, жаждущий счастья и удовлетворения. Однако он нигде не находит того, что дьявол обещал ему в обмен на душу: ни в процессе изготовления золота, в алхимии, ни в своей смешанной со страстью любви к Гретхен, ни в своем путешествии в царстве душ.

В конце жизни Фауст получает деньги на то, чтобы осушить участок земли у моря, окружив его дамбой. [Деньги] За преобразование природы в экономически пригодную землю заплатила пожилая супружеская пара Филемон и Бавкида – их дом безжалостно принесен в жертву проекту мелиорации земель.

В тот момент, когда Фауст верит, что достиг своей мечты, он слепнет. То, что он слышит, это не звук лопат рабочих, занимающихся мелиорацией земли: это копают для него могилу. Тот факт, что Мефистофелю так и не удалось завладеть душой Фауста, объясняется оптимистическими взглядами гуманиста Гёте. Он рассматривает дьявола как динамичную часть той силы, которая делает добро, или, говоря словами Мефистофеля: « Я – часть той Силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо», «часть той тьмы, что породила Свет». Гёте так объясняет спасение Фауста высшими силами:

Спасен высокий дух от зла

Произволеньем Божьим:

Чья жизнь в стремлениях прошла,

Того спасти мы можем.

Бинсвангер рассматривает трагедию весьма занимательно. Он сосредотачивается, кроме прочего, на сцене изобретения и создания денег в первом акте II части «Фауста», когда главный герой стоит во дворе германского императора. Чтобы обеспечить императора-банкрота новыми финансовыми возможностями, дьявол, Мефистофель, напечатал банкноты с подписью императора. Залогом является богатство (сырье), которое еще только может быть (хотя это не уточняется) найдено в недрах. Так нечто без собственной ценности (бумага) превращается в валюту, в стимул для экономики. Как говорит Бинсвангер, «Экономика – это продолжение алхимии другими средствами».

Недавно переизданная книга «Деньги и магия» начинается с фразы, что текст Фауста II особенно «труден для понимания», потому что в начале девятнадцатого столетия Гёте предвидел то, в чем мы сейчас убеждены, а именно: что рост экономики – это самый важный критерий материального развития человечества. «Особенно во времена финансовых кризисов, – поясняет Бинсвангер, – шедевры Гёте могут дать ключ к пониманию этих процессов».

 

 

«Ваше золото не мое золото»

 

В архи-Фаусте он является алхимиком. В развивающейся экономике, в которой появление денег играет центральную роль, Гёте увидел продолжение алхимии, хотя и иными средствами. Печатание банкнот имеет определенный магический смысл.

Бинсвангер говорит об этом: «Характерным для магии является нечто, что появляется легко, без усилий, очень быстро и без видимых ограничений. Представьте себе мага, который мгновенно заставляет появиться из своего рукава множество предметов одежды. Вместо того чтобы делать золото из свинца, современная экономика делает деньги из бумаги. В современной экономике это создание бумажных денег есть создание ценности без природного эквивалента и без ограничений».

Гёте показывает это через образ Мефистофеля, который побуждает Фауста убедить императора напечатать бумажные деньги со своей подписью (см. часть первую). Мефистофель как часть силы, «что вечно хочет зла», предполагает, что деньги приведут к инфляции и хаосу. Однако Фауст использует деньги для мелиорации новых земель, что стимулирует экономику. Так он опровергает ожидания Мефистофеля, «что вечно хочет зла, и вечно (через него) совершает Благо». Те, кто вкладывают вновь созданные деньги, превращают их в ценности, в реальное. Это альтернатива инфляции. Сон Фауста, кажется, может продолжаться. Это также точное отражение нашего существования.

В «Фаусте» император дарит банкам привилегию выпускать банкноты, создавая, таким образом, бумажные деньги. Это происходит и сейчас: банки имеют государственную лицензию на работу с «деньгами на счетах».

Государство поддерживает это в той мере, что каждый может обменять эти фиктивные деньги на наличные, законные платежные средства. И в определенный момент Гёте заставляет Фауста сказать: «Я приобрел владения, собственность». Деньги на счетах становятся собственностью, реальностью.

Человек сделал себя хозяином мира. Настанет момент, когда он будет управлять силами природы. Фауст мечтает использовать силу приливов и отливов как постоянный, безграничный и неисчерпаемый источник энергии. Он утверждает, что, однажды достигнув контроля над силами природы, человек сможет создать «ценности», не трудясь для этого. Он сможет жить в этой природе вечно.

В своем пари с Мефистофелем Фауст ставит на время. Его время кончается, когда он испытывает «высший миг». Он думает, что Мефистофель никогда не сможет удовлетворить его и что никогда не наступит момент, когда ему захочется сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Когда же ему показалось, что он достиг успеха, потому что уверился, что может управлять силами природы, Фауст в самозабытьи, «испытывая свой высший миг», действительно восклицает: «Мгновение, остановись. Ты – прекрасно!»

Обратная сторона монеты в том, что контроль над природой приводит к дисбалансу в окружающей среде. Гёте представляет это как изгнание Филемона и Бавкиды из их идиллического существования на побережье, символической границы с высшим миром. Мы можем увидеть это как нарушение природного равновесия, но на самом деле это относится к изначальной человеческой природе: бессмертной, принадлежащей другому миру, в саду богов, в поле духовной и незапятнанной жизни, в которой силы природы развиваются согласно силовым линиям духовного мира. В алхимии для производства золота из свинца используется философский камень. В Фаусте это капитал, который действует как философский камень: количество «мертвых» денег все время увеличивается.

В определенном смысле, он говорит о динамическом аспекте капиталистической системы и, значит, о нашей природе. Наша экономика, как и наша природа, не имеет конца.  Мы никогда не завершим ее. Мы никогда не достигнем счастья, потому что оно заключается в безостановочном прогрессе. Но это – лишь иллюзия на материальном плане. Истинный прогресс возможен лишь на уровне души, в форме развития сознания.

Технологический прогресс и безостановочное использование необходимого для этого сырья создает угрозу для человечества и заключает в себе и конец прогресса, и конец человечества. Мы как Фауст, который открывает, что смел все со своего пути, чтобы реализовать экономический проект: вечное счастье в этом мире. Инвестиционные банки тоже считают себя хозяевами Вселенной. Однако это роль, с которой они не в силах совладать.

Это выражается в текущем финансовом кризисе. Мы скорее похожи на другого героя Гёте, ученика чародея: мы вызываем силы, которыми не можем управлять. Как Фауст, мы уверены, что достигли устойчивого экономического роста и безостановочного увеличения материального богатства. В этом опасность трагедии для человечества. Но истинные алхимики говорили: ваше золото не наше золото.