Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Пленение чувств


Пленение чувств

«Рептилийный» отдел мозга появился 400 миллионов лет назад, вначале у рыб, а затем, спустя приблизительно 250 миллионов лет – у амфибий и рептилий.

Этот отдел мозга располагается над шеей и состоит из мозгового ствола и мозжечка. Он работает по принципу «действие и реакция», находится под контролем инстинктов и содержит наследие рефлекторной нервной системы. Здесь сосредоточен арсенал моделей поведения на случай опасности – по сути, это просто шаблоны нападения или бегства. «Рептилийный» отдел обеспечивает выживание и следит за работой жизненно важных функций организма: сна, питания, питья, половой активности, а также защиты своей территории. У него краткосрочная память, и поэтому его реакции рефлекторны. Мозг рептилий не наделен эмоциями, он ничего не решает: все действия инстинктивны.

«Лимбический», или эмоциональный, мозг появляется у млекопитающих 150–300 миллионов лет тому назад. Этот отдел располагается над «рептилийным» мозгом, внутри полушарий большого мозга. Все его структуры взаимосвязаны гормонами, нейротрансмиттерами и пептидами. Роль «эмоционального» мозга – контролировать проявление эмоций, например, по отношению к потомству, к семье. В этом отделе мозга записывается весь опыт, как приятный, так и неприятный. Он не доступен логике. «Лимбический» мозг работает как фильтр: он записывает переживания и превращает их в автоматические рефлексы, а также является хранилищем долговременной памяти. Это – хранилище наших знаний. О выживании он заботится путем приспособления к социальным условиям, точнее, посредством механизмов групповой адаптации, мотивации и  доминирующих представлений. Эта часть мозга делает нас способными переживать радость и печаль, успех и неудачу.

Лимбическая система медлительнее «рептилийного» мозга: мы реагируем эмоционально, даже если не понимаем значимости эмоций. Поэтому так трудно изменить наше эмоциональное состояние. Эмоции проявляются непроизвольно, автоматически. Они – вне нашего контроля. В качестве примера можно вспомнить непроизвольное возникновение дрожи, «гусиной кожи», испарины, покраснение лица, появление неприятных ощущений в желудке и другие проявления. Посредством лимбической системы мы непроизвольно реагируем на содержащиеся в памяти старые «записи» переживаний. Эти старые переживания автоматически вызывают уже зафиксированное однажды поведение, а также сопровождаются сильной эмоцией, содержащейся в записи. Поэтому эти реакции недоступны никаким логическим аргументам. В этом же – причина огромного влияния на нашу жизнь переживаний прошлого. Лимбический отдел связан с двумя другими частями мозга. Если мы «блокированы» каким-то переживанием, если оно вызывает у нас неприятные ощущения, то эмоция этого переживания приведет в действие «рептилийный» отдел и будет препятствовать работе неокортекса (коры головного мозга). Настолько, что серьезно ослабит способность объективно оценивать ситуацию, мыслить и применять полученные навыки. Но если переживание приятное, оно стимулирует кору полушарий – и тогда возможности мозга используются наилучшим образом. Исходя из всего перечисленного, можно сказать, что лимбическая система играет фундаментально важную роль по отношению к нашим эмоциям, так же как и к эндокринной системе и внутренним органам.

Неокортекс сформировался приблизительно два или три миллиона лет назад у приматов. Располагаясь над «рептилийным» и лимбическим отделами мозга, он составляет 80% всей массы мозга. Поэтому неокортекс также называют мозгом, точнее, частью большого мозга. Принципиальные отличия человеческого мозга ‒ его размер и множество связанных с ним структур. Новый мозг обладает беспрецедентной гибкостью, которой лишен «старый» мозг. Благодаря неокортексу мы понимаем, что обладаем сознанием, что мы существуем, и что «я – это я». Он играет существенную роль в нашей средней и долгосрочной памяти, в которой хранятся все важные события нашей жизни, значение слов и полученные навыки. И все же, наша память далека от совершенства – со временем она иногда искажает факты. Неокортекс образует функциональную основу для воображения. Когда мы переживаем эмоции, то объясняем их в соответствии со своим языковым опытом и жизненными ценностями. В целом, левое полушарие специализируется на языковых способностях: речи, слушании, письме и чтении, а правое – на пространственных искусствах и способностях: рисовании, распознавании знакомых объектов и лиц, ориентации в пространстве и т.д.

Неокортекс – это место нашего логического и рационального мышления, место аргументации. Здесь развивается «разумность». Каждый раз, когда мы что-то поняли, нейроны неокортекса образуют новые связи. Эта часть мозга представляет, сравнивает, обладает памятью… но в то же время забывает и делает ошибки!

Чтобы контролировать ситуацию, неокортекс способен сдерживать «рептилийный» и лимбический отделы. Это позволяет нам проявлять свои инстинктивные реакции «культурно»: он называет бегство «удалением», агрессивность – «самоуверенностью». Неокортекс затуманивает и отфильтровывает автоматические реакции других отделов мозга. Однако не заблуждайтесь: хотя он и наделен воображением и способностью предвидения, но зависим от суждений, которые всегда относительны, а порой и абсолютно ошибочны.

К примеру, он способен создать воображаемый трагический сценарий и спустить с привязи агрессию «рептилийного» мозга, или, в противном случае, недооценить опасность и затормозить адекватные защитные реакции. Таким образом, находясь в стрессовом состоянии, неокортекс не всегда работает должным образом: он плохо анализирует, нерешителен и не осознает возможных последствий. А когда стресс становится слишком сильным, активизируются две другие части мозга.

Другой пример: собака рычит и скалит зубы. Как на это реагирует наш «рептилийный» мозг? Чувство страха повлечет за собой действие: бегство или нападение, или же лимбическая система отключит «рептилийный» отдел. Тогда, в случае очень сильного страха, мы окажемся буквально парализованными. Но если неокортекс возьмет инициативу на себя, он проанализирует ситуацию, обдумает ее и «выработает стратегический план»: например, что-то мягко и очень спокойно сказать, отойти от собаки и поискать какое-то убежище. Таким образом, объединение трех отделов мозга не всегда безупречно, что вызывает иногда курьезные ситуации. Из этого можно сделать вывод, что и своим чувством юмора мы обязаны неокортексу.

 

Обусловленность чувствами

 Мы сказали, что лимбическая система – часть мозга, связанная с эмоциями. Ученые пока не пришли к единому мнению относительно всех отделов мозга. В целом, принято считать, что основные структуры расположены в промежуточной части задних отделов мозга. Это зона, куда «вверх», по спинному каналу, поднимается вся исходящая из тела информация; потом она поступает в мозг, а из него «вниз», к тем или иным органам или к мускулам, направляются двигательные команды. Здесь же находится центр, куда направляется информация, полученная от особых органов чувств.

Бесчисленные соединения лимбического отдела с нижележащей системой мозга (спинальным тяжем) и с вышележащей системой (неокортексом) наделяют лимбические центры способностью аккумулировать информацию и реагировать на широкий круг раздражителей из внешнего мира. Таким образом, вся наша эмоциональная жизнь и все наши чувственные реакции определяются мозгом. Мы воспринимаем органами чувств: слушаем ушами, видим глазами – однако истолкованием полученных впечатлений занимается мозг.

Весь этот поток информации между чувствительными и нервными клетками проходит благодаря химическим субстанциям (веществам). Мы называем эти субстанции нейротрансмиттерами и нейропептидами, которые производятся в нервных окончаниях. С помощью этих субстанций нервные клетки сообщаются друг с другом и с клетками других тканей, например, железистыми и мышечными. Такая коммуникативная система образует как бы «язык» нервной системы и является основой взаимосвязи трех систем управления нашей личности: нервной, гормональной и иммунной систем. Иммунная система выполняет очень сложную функцию в изумительном механизме, каким является наше тело. Если она работает должным образом, то способна выявлять и уничтожать «врагов» – чужеродные тела. Исходя из модели, по которой иммунная система постоянно принимает решения между «я» и «не я», можно понять, что иммунная система действительно является нашим биологическим «паспортом», нашим биологическим «Я», которое отличает нас от любого другого «Я» на Земле.

Давайте теперь проследим связи между этими тремя системами, чтобы выяснить, какую роль играют наши эмоции и представления. Современные исследования доказывают, что в основе любой мысли и любой эмоции – химические или электрические реакции в мозгу или в другом органе, и эти реакции можно измерить.

Как мы уже сказали, сосредоточенные в лимбической системе эмоциональные реакции передаются эндокринным железам (гипофизу, железам надпочечников, щитовидной железе и др.) посредством нейротрансмиттеров и нейропептидов. Интересно, что клетки крови, моноциты, являясь ключевыми элементами иммунной системы, окружают места, где образуются нейротрансмиттеры. Таким образом, иммунная и нервная системы связываются моноцитами. Моноциты образуют связь между памятью мозга и таинственной памятью иммунной системы! Это показывает, как сильно связаны ментальный и физический аспекты. Позднее мы увидим также, что подавленные эмоции, информация о которых сохраняется в теле, играют очень важную роль в отношении наших умственных способностей, не говоря уже о нашем эмоциональном пленении.

Как именно это выглядит? Сегодня мы знаем, что почти у всех клеток тела имеются тысячи рецепторов, способных принимать сигналы из внешней среды. Их так много, что 40% нашей ДНК занято исключительно обеспечением создания точных копий этих рецепторов для поколений новых клеток, приходящих на смену отжившим. Информация, принятая рецепторами, посылается в клеточное ядро и запускает этот процесс, обеспечивая тем самым восстановление повреждений, образование новых клеток, защиту от врагов и прочее.

Каждый сигнал передается посредством субстанций, называемых учеными «веществами-переносчиками», состоящими из нейротрансмиттеров, гормонов и пептидов. Это «информационные субстанции». Они производятся в мозге, в кишечнике, в сердце, в репродуктивных органах – практически во всех частях тела. Таким образом осуществляется взаимодействие между клетками и формируется коммуникационная сеть.

Нам известны приблизительно 200 пептидов, и каждый из них излучает сложный эмоциональный спектр: радость, горе, ощущение покоя или облегчения боли. В прошлом считалось, что «передаточные субстанции» работают как «ключ», который подходит к одному-единственному особому «замку», единственно возможному рецептору. Сегодня говорят о взаимном притяжении на основе вибрации передаточной субстанции и рецептора. Рецепторы на поверхности клетки передвигаются, и их конфигурация постоянно меняется. Этим создается вибрация, которая входит в резонанс с передаточной субстанцией, обладающей такой же вибрацией. Они начинают вибрировать в унисон.

Но на этом процесс не заканчивается: вибрация охватывает группу клеток и вызывает клеточный резонанс, имеющий большую силу притяжения. Так, звучащая скрипичная струна вызывает такую же точно вибрацию у соседних скрипок, происходит синхронизация вибраций, устанавливается взаимосвязь. Все звучат на одной и той же ноте. Наше физическое тело, благодаря клеточному резонансу, изменяется теми эмоциями, которые мы испытываем. Это очень важное явление: оно объясняет, почему наша кровь, неся биохимические отпечатки наших эмоций, обладает той или иной вибрацией, чем и определяется, в свою очередь, состояние нашего сознания. Такое заключение полностью соответствует древней мудрости: «Состояние сознания – это состояние крови».

Нам известно также, что эмоционально заряженные передаточные субстанции запускают электрический или ионный поток, который распространяется по всему телу. Это влияет на пороговую чувствительность мозга, в результате чего пептиды или передаточные субстанции определенной эмоции прямо воздействуют на наше мышление. Порог чувствительности клеток мозга определяет, насколько мозг или мышление восприимчивы к той или иной информации. Этим объясняются разногласия и споры между людьми. У разных людей пороговая чувствительность может в значительной степени различаться.

Вышеупомянутые «передаточные субстанции», как и свет, обладают свойствами как частицы, так и волны. Эти субстанции, и материальные и волновые, поддаются измерению. Посредством эмоционального взаимодействия они подобно волнам распространяются между людьми. И вот мы снова вернулись к квантовой физике! Следует сказать, что наше тело способно к квантовым изменениям в любой момент. Этим же фактом объясняется и огромная скорость, с которой может происходить передача информации в нашем теле.

Подводя итог, мы заключаем, что наше сознание в очень большой степени определяется эмоциональным мозгом, аккумулирующим информацию от всех органов и систем и связывающим его с подсознательной памятью всего предыдущего опыта. Таким образом, наши глубоко личные убеждения, наша внутренняя, глубинная вера и наши привычки бессознательно предопределяются опытом, который мы когда-то уже получили.

 

Вечное обновление

 И теперь, при такой обусловленности своим мозгом, должны ли мы, осознанно или бессознательно, вести непрекращающуюся войну с теми же самыми проблемами, с теми же самыми чертами характера, которые являются результатом эмоционального статуса, удерживающего нас в плену? Неужели мы не можем избежать пленения биологическими механизмами? В конце концов, неужели мы всего лишь роботы, беспрестанно занятые сооружением впечатанных в наши мозг и кровь систем защиты?

Мы не упомянули еще один аспект: желания. Наше стремление к выживанию, наше самоутверждение контролируют мышление, а значит, и наши чувства и реакции. Эти примитивные желания можно обнаружить в органах брюшной полости и в селезенке. Эту область называют также системой печени-селезенки, и она напрямую связана с «рептилийным» мозгом. В своей жизни человек сталкивается с опасностями не только на физическом плане, но и на ментальном. Органы чувств передают соответствующие сигналы в мозг, где все, что мы испытываем, интерпретируется на основании более ранних впечатлений, хранящихся в мозгу (в эмоциональной части мозга). Затем мозг приводит в действие системы выживания, чтобы мы смогли сохранить свою личность, в частности, свое эго. Таким образом, мы видим размах, с которым наше сознание, все наша жизнь и кровь входят в резонанс и поддерживают вибрацию эго.

Поэтому мы должны преодолеть «пределы прочности», должен совершиться прорыв, чтобы дать возможность освободиться от хватки стремления к самоутверждению. Когда наступит такой критический момент, человек постигнет изнутри, из самой глубины своей души иллюзорность и пустоту этого мира. В такой момент сердце станет восприимчивым к новой силе, к энергии другой природы, к которой принадлежит находящееся в сердце ядро, называемое атомом-искрой.

Когда эта энергия начнет циркулировать в крови, эндокринные железы начнут производить другие гормоны – гормоны, заряженные этой новой энергией. Центральную роль в этом процессе играют гипофиз и эпифиз. Гормоны этих двух желез, расположенных в голове, попадают прямо в кровь и оказывают сильное влияние на «пробивающую» и обновляющую энергию, которая из сердца с кровью поднимается к голове. Тогда начинается процесс очищения сердца. И очищение сердца приведет нас к реальности, когда все закристаллизованные образы растворятся огнем обновления, силами и энергиями другой природы.

Итак, мы установили, что наша личность формируется за счет постоянной борьбы за сохранение своей неприкосновенности, целостности. Такая борьба присуща законам нашего жизненного поля. Хотя и невозможно избежать непреложных физических и химических законов этой природы, но все же, существует возможность освободиться от них. Тогда в решающий момент наши физические органы получат свободу воспринимать, ассимилировать и излучать совершенно иную природу. Можно также сказать: духовная жизнь выражается энергией, в которой не существует эго. Энергия другого принципа, другой природы, не подверженной постоянным изменениям, втекает в эту «новую» жизнь согласно герметическому принципу: «Все получить, от всего отказаться и тем самым все обновить».