Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Честность стайера


Честность стайера

В 1959 году Алан Силлитоу написал новеллу "Одиночество бегуна на длинные дистанции", которая может служить иллюстрацией того, что такие нравственные нормы как честность и нечестность, достойное и недостойное ни в коей мере не являются абсолютными, но зависят от обстоятельств. То, что один считает честным, другому человеку могло бы представиться почти преступным.

 

В новелле речь идет о всеми уважаемом начальнике тюрьмы и 17-летнем Смите, совершенно бессовестном человеке, чья искушенность в воровстве и лжи уступает по силе только врожденному таланту бегуна на длинные дистанции. Однако даже это качество не спасло его: он был пойман и очутился за решеткой. Начальник тюрьмы, под покровительство которого приговор суда привел Смита, страстно желает выиграть национальный приз в беге на длинные дистанции, и он знает, что Смит может это для него сделать.

Смит чувствует, что внимание к нему со стороны начальника не искренно, что он ему интересен не как человек, а только как непревзойденный стайер. В долгие часы тренировок Смит думает о том, как разрешить эту проблему. Неприязнь Смита к начальнику распаляется еще мыслью о том, что, угождая ему, он тем самым теряет свое достоинство. И хотя ему известно, что после состязаний с ним будут обращаться, как с любым другим заключенным, он старается не пользоваться временными привилегиями своего положения. Он остается самим собой.

И вот начался забег. Для Смита не составило труда оставить позади своих соперников. Но перед самым финишем он останавливается и позволяет другим бегунам обойти его. Только после этого он пересекает финишную черту сам. И в первый раз за всю свою жизнь он чувствует себя честным человеком, потому что не позволил начальнику тюрьмы манипулировать собой.

 

Разница между честным и нечестным

 

Обращение к словарям создает впечатление, что их составители, обычно углубляющиеся в самую суть значений слов, сознательно или подсознательно сговорились отделаться от нас такими обобщениями, как "честное поведение или нрав", "порядочность", "правдивость". На тех, кто не отвечает требованиям этих общепринятых норм, смотрят с презрением. Такие понятия, как внушающий доверие, справедливый, правдивый, честный и мошеннический, определяются нормами культурного поведения. А эти нормы, в свою очередь, зависят от структуры общества. То, что одному человеку представляется честным, другой считает абсолютно непорядочным, и наоборот.

Чем же честный человек отличается от нечестного? Разве не может когда-нибудь проявить себя правдивым даже отъявленный лжец? Разве честный человек не лжет, когда прибегает к небольшим преувеличениям или преуменьшениям, чтобы усилить свою аргументацию, или говорит "да", когда думает "нет"? Разве он никогда не обходит правила, закрывая глаза на некоторые моменты и пряча свои ошибки? Всегда ли он платит по всем счетам и возвращает все долги? Не стремится ли он всегда подороже продать и подешевле купить? Всегда ли он говорит то, что думает на самом деле?

 

Оправдание своих поступков

 

Все эти острые вопросы могут побудить "честного" человека попытаться оправдать свое поведение, чтобы его не считали мошенником. Он плывет по течению, стараясь выглядеть “достойным” в собственных глазах и тем самым иметь возможность выжить. Но и "нечестный" человек прилагает все усилия, чтобы выглядеть "честным".

Таким образом, честность и нечестность – это два полярных аспекта, которые взаимно определяют, динамично поддерживают друг друга и содержатся один в другом. В "Зимней сказке" Шекспира плут Автолик с полным достоинством заявляет: "Хоть от рожденья я и не правдив, при случае таким бываю".

Для достижения своей цели человек может воспользоваться средством, по мнению других людей, нечестным. Поэтому повседневные представления о честности и нечестности в значительной мере зависят от точки зрения конкретного человека. Особенно явно это можно наблюдать в политике. Предвыборные лозунги и последствия их воплощения одной из партий преподносятся как самые достойные, тогда как оппозиция обвиняется в нечестности и подтасовках. После выборов обе партии могут перейти к противоположным взглядам.

 

Крепя гордыню в благопристойности

 

Нравственные нормы зависят от коллективного сознания людей. Но народ и его лидеры питаются из одних и тех же астральных кормушек и изменяются в соответствии с обстоятельствами до тех пор, пока не достигают некоторого предела. Следовательно, абсолютное определение понятий "честность" и "нечестность" невозможно сформулировать на основе культурных стереотипов.

 

"Тот, кто гордится благопристойностью,

поступает в соответствии с обстоятельствами,

облекая нищету духа

в одеяния долга.

Словно мехами, он укутывает себя

нравственностью и обычаями;

снаружи – сияющие одежды,

внутри – чудовище... "

( Лао Цзы. Пересказ К. ван Дейка).

 

Иная ситуация возникает, если кто-либо считает себя честным или нечестным, прислушиваясь к голосу собственной совести. Под совестью мы понимаем совсем не то, что современные психологи, которые связывают совесть со страхами и переживаниями природнорожденной души.1 Истинная же совесть связана с вечной душой и указывает на фрагменты первоначального знания, все еще присущие многим людям.

Люди, как и растения и животные, вынуждены бороться за существование. Кроме того, людям свойственно стремление проявить себя. Такая жажда присуща каждой живой клетке. Следовательно, сознание есть общая сумма всех переживаний, которые соединились благодаря активности этих сил. Это сознание способно обрабатывать и запоминать получаемую информацию и побуждать человека к действию, которое может проявиться в виде эмоциональных, хорошо продуманных, либо абсолютно спонтанных импульсов, направленных на самоутверждение, хотя что-то в глубине существа и могло бы побуждать человека поступить по-другому. Апостол Павел говорит: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7,19). В этом отношении нет никаких различий между людьми античных времен и нашими современниками.

В эгоцентрической системе, которой подчинен смертный человек, благодаря жизненному опыту могут проявиться три важных вида активности:

– воспоминания о высшей жизни, которые стремятся выразить себя через духовное ядро в сердце;

– мысли о поиске, вдохновляемые открытым сердцем;

– поступки, соответствующие этим мыслям.

 

Однако эти аспекты постоянно подавляются стремлением сохранить то, что уже было достигнуто. Благодаря воспоминаниям об истинной жизни, человек начинает искать ее истоки, руководствуясь в своем поиске частично свойствами микрокосмической монады, частично внешними импульсами. В его существе ауры хранится опыт многих инкарнаций. Общий итог всего этого опыта – карма – определяет характер личности и те импульсы, на которые она реагирует. В этом отношении у человека нет выбора. Эта огромная совокупность переживаний и побуждений выражает себя в личности, стимулируя мышление, чувствование и действие, принуждая личность поступать в соответствии с накопленным опытом и обогащать его.

 

С предопределенного пути можно свернуть

 

И вот, когда человек следует этим путем, до него начинают доноситься "воспоминания об изначальной жизни". Ему постоянно предлагается возможность оставить путь, предопределенный кармой, и следовать пути освобождения и обновления. Если он реагирует на эти призывы, то становится чувствительным к новым возможностям. Его мысли будут сосредоточены на них, и он направит свой путь вдоль границы между смертным существованием и вечной жизнью. До этого момента существо ауры навязывало ему мысли, чувства и действия. Но теперь человек обретает новое видение и становится ищущим. Сначала он улавливает лишь бессвязные, обрывочные мысли, которые толкают его в новом направлении. Постепенно эти мысли обретают целостность, и он начинает догадываться о возможности ухода с предопределенного нисходящего пути. Наблюдая все это, его существо ауры не испытывает особого счастья. Движимое чувством самосохранения, оно будет пытаться пресечь в зародыше попытку развития в человеке каждого нового качества, поскольку это угрожает самому факту существования существа ауры. Однако до тех пор, пока искатель еще точно не осознает, чего ищет, существо ауры сотрудничает с ним.

Из первоистока, из первозданного ядра своего микрокосмоса, искатель получает способность формировать мысли, идущие вразрез с интересами существа ауры. Постепенно в его сознании складывается картина великого плана развития, которое должно возвратить человечество к истинной жизни. Он смотрит на мир и своих ближних другими глазами. Теперь, когда он уже догадывается о своём божественном происхождении, он постепенно начинает понимать и то, насколько далеко от него уклонился.

Если стремление вернуться возрастает, то внутреннее беспокойство будет побуждать человека к поиску. Он все больше и больше понимает, что должен оставить все земные интересы, чтобы войти в жизнь вечную. "Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее". (Лк. 9.24).

 

Каждый должен разгадать свою собственную тайну

 

Как можно преодолеть смерть? С помощью того, что апостол Павел называл "ежедневным умиранием", а катары — "эндурой". Она начинается с сознательного отказа от всего того, что препятствует развитию души. Кому-то это может показаться очень сложным, кому-то нет, но в этом отношении каждому придется разгадать "собственную тайну". Такой отказ иногда вызывает большую внутреннюю сумятицу и может спровоцировать нападки извне. Однако посредством отказа от внутренней или внешней реакции — "ву-вэй" истинного даосизма — можно достичь такой точки на пути, где всякое сопротивление теряет силу.

В наступившей после этого тишине искатель Мудрости будет учиться слушать голос из Источника Жизни. Появится новый вид мышления, который не будет иметь ничего общего ни с самосохранением, ни с самоутверждением. Мысли, чувства и действия человека будут настроены на этот Источник и будут абсолютно честными! Теперь мы достигли источника "любви, которая не знает ненависти", описанной Павлом в 1-ом послании к коринфянам (гл. 13, стихи 1-10):

 

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, –  нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится".

  

Раб самосохранения и самоутверждения

 

То, что принято называть "честным поведением", очень важно и значимо в нашей повседневной жизни, но в свете той любви, о которой говорит апостол Павел, очевидно, что человек, воздерживающийся от лжи, плутовства и воровства, все еще остается рабом самосохранения и самоутверждения.

Смит, бегун на длинные дистанции, столкнулся с низостью начальника тюрьмы, превосходящей его собственную. Но его победа над одним состоянием не означает, что он перешел в другое состояние. Чувства, связанные с переживанием этой внутренней победы, вызвали слезы радости на его глазах. Этот опыт подарил его существу нечто такое, о чем он не забудет, хотя многие другие события будут вызывать горе и страдания. Подобные переживания могут, в конце концов, подвести человека к пределу страданий, за которым он сможет оставить их все позади, устремившись по пути к высшему совершенству.

 

1 Согласно психологии, совесть человека формируется в детстве под влиянием страха утратить родительскую любовь. В результате ребенок узнает, что ему позволено, а что нет. Сформированная таким образом совесть – есть совесть природнорожденной души и зависит от культурных традиций. Она не имеет ничего общего с "подлинным знанием".