Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › "Шоу Трумена" – человек между иллюзией и реальностью


"Шоу Трумена" – человек между иллюзией и реальностью

Жизнь современного человека находится под воздействием сил, существованию которых он сам же способствует, чаще всего не имея об этом никакого представления. Иллюзия и реальность настолько переплетены, что границу между ними едва ли возможно распознать. Всякий, кто пожелал бы воспользоваться такой ситуацией, может легко подчинить другого своей воле и удерживать его в этом состоянии. Фильм "Шоу Трумена" дает захватывающую и предельно ясную картину такого порабощения.

 

Обычно для того, чтобы показать подобное порабощение и связанное с ним бессилие, создатели фильмов используют страшную, вызывающую ужас обстановку и соответствующие образы. Режиссер фильма "Шоу Трумена" поступил иначе: он обставил все приторно-сладкими декорациями, так что зрителю поначалу кажется, что он попал не на тот фильм. Но вскоре характер фильма меняется, и зрители оказываются втянутыми в драму современного человечества, участниками которой являются сами.

Трумен ("тру мен" – по-английски означает "истинный человек") живет в благополучном пригороде. Каждое утро, отправляясь в свой офис, он приветствует одних и тех же людей, одна и та же собака подскакивает к нему, он едет по одной и той же дороге. Настолько рутинно все его существование. Но, благодаря маленькому инциденту, он задается вопросом, так ли уж все в порядке на самом деле. И как только он догадывается, что скован событиями, словно смирительной рубашкой, темп повествования ускоряется. Оказывается, спокойная и беззаботная жизнь есть результат хладнокровного расчета некоей "высшей силы". Выясняется, что сам Трумен – всего лишь главный герой круглосуточного телевизионного шоу. Кто угодно имеет возможность сопереживать превратностям его судьбы. Его видят все, но сам он об этом не подозревает. Чтобы быть уверенным в продолжении шоу, режиссер принимает все необходимые меры и крепко держит главного героя в своих руках. Все жители пригорода являются действующими лицами в его “жизни”, но все, что происходит в жизни Трумена, предопределено режиссером фильма. Все события предусмотрены, и все необходимые приготовления делаются заранее.

 

Пузырь "реальности" взрывается

На пути к этому открытию Трумен увлекается портретом молодой женщины, но ему никак не удается сделать ее изображение четким. Когда же их встреча состоялась, и она рассказала ему, что он – всего лишь объект чьих-то манипуляций, живущий по чужой воле, режиссер тотчас удаляет ее из фильма. Наконец, Трумен начинает обманывать режиссера и пытается бежать. Режиссер же, великолепно изображенный в качестве существа ауры, мгновенно на это реагирует и старается его удержать. Однако Трумен для него оказывается слишком хитрым и изобретательным.

При взгляде сверху "сцена" представляет собой приморский город, накрытый прозрачным куполом. Солнце, ветер, дождь – буквально все искусственно воссоздается внутри этого изолированного поля существования. Когда Трумен, преодолев многие испытания, пробивает купол бушпритом своей маленькой парусной лодки, зрители вздыхают с облегчением. Трумен выходит из лодки, взбирается вверх по каким-то ступеням, не желая даже слушать соблазнительные предложения со стороны режиссера фильма, и, наконец, проходит сквозь дверь, на которой написано "ВЫХОД", оставляя позади мир иллюзий и вступая в собственную реальность.

Мир, прежде такой загадочный, вдруг становится ясным и прозрачным. И разве не то же самое происходит с большинством зрителей? Трумен – не какой-то принц или принцесса, оказавшиеся в когтях чудовища, и не заслуживающий наказания негодяй, он – обычный человек. Как и все мы, он ничем не примечателен. Но это – главный герой микрокосмической драмы, до которой дегенерировало человечество.

Благодаря средствам массовой информации современный человек может узнать обо всем, особенно по телевизору или через Интернет, популярность которого стремительно возрастает. Но кто может различить, где ложь и где правда в этом потоке образов и фактов? Современная жизнь все больше управляется этими средствами информации. Все, на что сознание реагирует, фильтруется и используется. Все остальное исчезает и откладывается в корзину подсознания, чтобы явиться позднее, сея еще большее замешательство.

 

Отражение – это мираж

Находясь в мире кажущейся реальности и кажущейся нереальности, человек должен найти из него выход. Но чтобы выйти, он должен распознать путь. Это означает, что ему необходимо иметь внутреннего гида, владеть нитью Ариадны, соединяющей его с выходом из лабиринта его личности. Трумен хватается за эту нить и удерживает ее до самого конца.

По мере того, как эра Водолея набирает силу, ее воздействие на жизнь многих можно сравнить с внезапным треском посреди прекрасно оркестрованной жизни. Поскольку поток мировых событий проносится мимо с невероятной скоростью, люди начинают догадываться, что суть заключается в чем-то ином, что образ, который они наблюдают в виде отражения, не более чем образ, что так называемая реальность – не более чем организованная иллюзия.

В особенности это касается молодых людей, не знающих, в каком направлении им двигаться и развиваться, чувствующих себя беспомощными, оказавшись лицом к лицу с всепоглощающей силой иллюзии. Они чувствуют, что их собственная реальность становится все менее осязаемой, ее все труднее ощутить и понять. Границы между миром материальным, в котором они живут, и миром идей, из которого они черпают жизнь, свои мысли и из которого приходят иллюзии, начинают размываться.

Кристофер, человек управляющий жизнью Трумена, использовал 5000 камер, чтобы повсюду сопровождать своего героя и транслировать происходящее миллионам зрителей, которые, подобно Трумену, сами захвачены их собственными шоу. Слова и действия персонажей, все происходящее в маленьком мире Трумена является актом воли режиссера. Жена Трумэна, его лучший друг, сосед и все остальные герои действуют по его сценарию.

 

Реальным являешься только ты сам!

Пережив многие испытания, Трумен, наконец, понимает, что происходит на самом деле: он марионетка, управляемая режиссером – его высшим "я". "Если он действительно захочет узнать правду, мы не сможем его остановить," – заключает Кристофер после всех неудавшихся попыток удержать Трумена в подчинении. И когда тот спрашивает своего "создателя": "Было ли там хоть что-нибудь реальное?" – в ответ слышит: "Только ты один и был реальным".

Конечно, такой фильм может быть интерпретирован множеством различных способов. Многим он принес переживания, потрясшие до глубины души. Как говорит создатель Трумена: "Мы принимаем реальность мира, которую нам предлагают". Но тот, кто начинает беспокойно искать истину в себе, несомненно, как и Трумен, достигнет границ реальности, к которой он стремится. И тогда "единственной реальностью" для него станет он сам, он – в огне своих переживаний. "У меня такое чувство, – говорит об этом Трумен, – будто весь мир вращается вокруг меня". И когда вы, как и Трумен, достигнете границы, то начнете искать более глубокую и полную реальность, вечную, не ограниченную временем и пространством. Медленно, но неотвратимо, вы придете к осознанию необходимости отбросить старые структуры, оторваться от них.

Существует еще одна сторона этого фильма. В Интернете есть страница одной молодой американки, где она подробно показывает и описывает свою каждодневную жизнь. Две камеры следят за ней день и ночь в квартире и обнажают всю ее личную жизнь. "Я хочу показать людям, что все то, что мы видим по телевизору, не является реальностью. Я сама являюсь реальностью", – говорит она. А затем добавляет: "Поскольку жизнь людей все больше и больше протекает в присутствии камер, я хочу показать, что на мою сокровенную жизнь это не влияет. Мои мысли остаются моими". Как и в фильме "Шоу Трумена", ее личная жизнь принесена в жертву публике. Разница лишь в том, что героиня сама вызвалась стать частью пьесы, исходной точкой которой стало заявление, что сама является реальностью. Между тем, на самом деле она лишь соорудила новую тюрьму внутри уже существующей.

Похоже на то, что сюжет научно-фантастического романа Джорджа Оруэлла "1984", опубликованного в 1949 году, постепенно становится реальностью. В соответствии с сообщением в газете "Die Weltwoche" ("Мир за неделю") от 18 февраля 1999 г., в Великобритании на каждом квадратном километре полиция устанавливает видеокамеры для сбора информации. В одном только лондонском районе Ньюхэм 150 видеокамер непрерывно контролируют почти все улицы и площади. Компьютеры регистрируют лица прохожих, и это делает борьбу полиции с преступностью более эффективной. В Балтиморе каждый перекресток постоянно находится под наблюдением двух камер. Американские няни экипированы камерами слежения, так что, если необходимо, родители могут получить оперативную информацию о самочувствии их отпрысков. Родители могут также проверить, справляются ли няни со своими обязанностями.

 

Стены внутри и снаружи жизни

Стены, построенные людьми, могут сильно различаться между собой и сооружаться из разных материалов. Они могут быть как видимыми, так и невидимыми, сделанными из тонкой материи. Стены видимые по большей части находятся непосредственно там, где люди живут, и выполняют функции ограничительные и защитные. В этом случае каждый свою тюрьму строит сам.

Гораздо более мощные стены – те, что невидимы, – создаются людьми ментально. Они разделяют расы и нации намного эффективнее каменных стен.

Границы, созданные различиями в идеологиях, взглядах на мир и экономических системах, иногда так же трудно разрушить, как и религиозные.

C приближением XX века к концу, все больше людей отказывается от навязанных истин и ищет сущность жизни внутри себя. В своем стремлении к самореализации они приходят к болезненному открытию, что они сами – узники мира, частью которого являются.

 

Божественная реальность – это Абсолютная истина

Гностики учат нас, что жизнь земную и жизнь божественную отделяют друг от друга отсутствие подлинного знания и смерть – результат такого незнания. Только истинный человек – Трумен – способен к превращению своего интуитивного познания божественной жизни в реальность.

"Привилегия оказаться на границе и правильно сориентироваться называется верой. Вера есть сила, великая сила. Эта сила связана с вещами, которые пока еще невозможно увидеть, ими пока еще нельзя обладать.… Но полнота веры, сила этой веры, желание подойти к этим вещам как можно ближе, приведет нас к ним и перенесет на ту сторону. Именно эта идея скрыта в слове "Авраам" и в образе паромщика на реке Стикс".

Двигаясь в этом направлении, ищущий открывает дверь в новую реальность.