Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

СТАТЬИ И ПЕРЕВОДЫ

История катаров (часть 2): Проповеди Добрых Людей


История катаров (часть 2): Проповеди Добрых Людей

В чём состояли проповеди катаров и почему их христианское послание преследовалось Римской инквизицией? В то время, когда раскол церкви был неизбежен, появление катаров было воспринято как угроза существованию имеющихся конфессиональных структур.

Послание катаров является явно протестантским. Их корни прочно утвердились в христианской европейской ментальности − особенно в окситанской и итальянской, колыбели западной части Средиземноморья. Это тот регион, где в 12-14 веках было живо наследие римской и греческой цивилизаций.

Если изучить богатую западную традицию, то кажется сомнительным, что катары возникли из Восточной Европы, что их «ересь» была принесена из-за крестовых походов и торговли со странами восточного Средиземноморья, как это было заявлено современными теологами. Следует помнить, что в то время произошло разделение Римской Православной Церкви – так называемый Восточный раскол – и Риму необходимо было показать «чистоту своего происхождения». Так, чтобы укрепить собственную легитимность, легко было сказать, что всё плохое пришло с Востока.

Учение катаров уходит своими корнями в западно-европейскую традицию

Заявление Папы Иннокентия III и многих других теологов того времени, что катаризм был движением, завезённым с Востока и внедрённым в священное тело Запада как злокачественная опухоль, в связи с вышесказанным не вызывает доверия.

Например, теперь мы знаем, что Новый Окситанский Завет, который и по сей день хранится в Лионе и включает в себя ритуал Консоламентум, ведёт своё начало из древних испанских Библий и от вестготских каталонцев, чья традиция была гораздо более терпимая, чем Римская Православная традиция. В некоторых из этих Библий, которые сохранились до сегодняшнего дня, можно найти принципы присциллианской «ереси». (1)

Отказ от таинств, которые были когда-то введены католической церковью, был основан на рационализме многих образованных священнослужителей, отвергавших те догматы Церкви, которых не было в Евангелии. Начиная с Присциллиана Авилльского (4 в.н.э.) до Беранже Турского (11 в.н.э.), существовала важная традиция, направленная против таинств.

Кроме того, следует отметить такое явление как отказ от образов и статуй, как это сделал Клод Туринский, ученик Феликса Урхельского (епископа Урхеля, города в Пиренеях), обвинённого в адопционистической (2) ереси вместе с Элипандом (архиепископом Толедо).

Таким образом, влияние катаризма оказалось значительным не только потому, что этому движению удалось интегрировать учения апостольской традиции в Евангелие, но главным образом потому, что катаризм был способен передать мощный образ истинного Христианства всему обществу.

Жизнь катаров была живым примером христианской жизни

В результате недавних исследований стали считать, что истинные катары − те, которых называли «Bons Hommes» или «добрыми людьми» − на самом деле представляли собой лишь небольшую часть населения, в то время как основная масса людей были скорее просто «верующие», которые доверяли проповедям этих «добрых людей» и имели критическое отношение к католической церкви и ее институтам.

Этого бы не произошло, будь катары − как это было описано Церковью, особенно цистерцианскими и доминиканскими монахами − небольшой своеобразной группой, которая отмежевалась от общества, подобно прокажённым.

Совсем наоборот, катарские Совершенные были полностью интегрированы в общество, а для населения их жизнь была живым примером, которому можно было следовать. Они работали торговцами, ткачами, учителями дворянских детей. Их окситанские общежития были всегда открыты. Это были дома, в которые принимались паломники или больные, о которых заботились, где люди могли бы научиться читать или получить другую помощь.

Катары дали возможность прямого доступа к Евангельскомк посланию благодаря переводам

Для того, чтобы поделиться с людьми посланием, содержащемся в Евангелии, катары переводили священные латинские тексты, так же как это делали и вальденсы (3). Их цель состояла в том, чтобы дать всем возможность читать Божественное Слово напрямую, без каких-либо посредников.

Следует отметить, что запрет на перевод священных текстов был одним из первых действий инквизиции в борьбе против еретической «греховности».

Вся работа делалась катарами со смирением и скромностью, без хвастовства или стремления к богатству и власти, но единственно чтобы помогать другим, пока было возможно помочь, и чтобы проповедовать Евангелие. Правилом их поведения было: «никогда не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе», как это сказано в окситанском Консоламентум.

Успех катаров спровоцировал Римскую церковь на призыв к Альбигойскому Крестовому Походу

Без сомнения, успех этих учений среди людей, живших в Лангедоке и в каталонских и итальянских регионах, спровоцировали радикальную реакцию католической церкви: Альбигойский Крестовый Поход.

Была создана инквизиция, и весь регион был опустошён. Инквизиция свирепствовала до тех пор, пока все голоса отступников не были уничтожены. Стоит отметить, что сначала инквизиция была создана в Тулузе, а затем, очень быстро, − в Каталонии.

В своей борьбе против отступничества верующих в Лангедоке, Римско-католическая церковь встретилась со множеством трудностей. Не только потому, что народ и дворянство поддерживали катаров, но и по причине чрезмерно роскошного образа жизни католических прелатов, которые были независимы от патернализма Рима.

Таким образом, в 13-м веке была введена в действие новая стратегия: это было рождение католических нищенствующих монашеских орденов.
_________

(1) Присциллиан был испанским аскетом, который основал движение присциллианства и был осуждён церковью как еретик. Несмотря на свои взгляды, явно сформированные под влиянием гностицизма и манихейского дуализма, он стал в 380 году епископом в Авилле, но позже был признан виновным в колдовстве и казнён. Присциллианство сохранялось в Испании вплоть до 6-го века н.э..

(2) Адопционизм относится к теологической доктрине, близкой к несторианству. Согласно этой доктрине, Иисус Христос был лишь человеком, усыновлённым Богом. Эта доктрина была причиной того, что в синодах Регенсбурга (792), Франкфурта (794) и в Экс-ла-Шапеля (799), адопционизм был осуждён как ересь.

(3) Вальденсы являются протестантской церковью, основанной в конце 12-го века Петером Вальдусом из Лиона, Южной Франции. Вальденсы преследовались в средние века католической инквизицией как одна из наиболее важных групп так называемых еретиков.