Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

СТАТЬИ И ПЕРЕВОДЫ

Главные вопросы


Главные вопросы

Что такое жизнь? Кто я?.. Конечно, эти фундаментальные вопросы известны большинству людей. Но откуда они берутся и как нам с ними жить?

Некоторые из нас стремятся как можно быстрее найти на них ответы, тем более что мир предлагает множество ответов, а Интернет ещё больше.

Однако эти ответы, как правило, отражают определённое мировоззрение, идеологию или традиции.

Если полученный ответ не представляется нам убедительным, мы стараемся найти более подходящий, выбирая из бесконечного списка объяснений.

Но не кажется ли вам, что, постоянно занимаясь поиском ответов, мы рискуем потерять главную суть самого вопроса?

 

Жизнь с вопросом

Сознание человека, которое живёт с вопросом, несомненно, вовлечено в совершенно иную деятельность, чем сознание, которое живёт с ответом.

Для нас ответы часто представляют собой синонимы  известных определений или понятий, потому что для человеческого разума это – обычный уровень понимания.

Однако хочется знать: существует ли в человеке измерение, которое выходит за рамки всех объяснений и может вступать в прямой контакт с истиной?

Если человек отрицает прямые, основанные на личном опыте ответы на свой вопрос,  тогда всё, что ему остаётся – это только состояние полного неведения. Каково же качество этого состояния неведения? Не является ли это качество само по себе предметом наблюдения и изучения?

 

Давайте спросим о происхождении фундаментальных вопросов

В нашей повседневной жизни человек привык говорить: «У меня есть тот или иной вопрос», или: «Это мой вопрос». Но оправдано ли такое утверждение? Сознательно ли возникают подобные фундаментальные вопросы? Появляются ли они по воле самого человека, или он только думает, что они появляются по его воле? Может ли человек назвать эти вопросы «своими», или они живут сами по себе? 

Нам нужно осознать, что, когда дело доходит до фундаментальных вопросов, это никогда не связано с нашим личным намерением. Нейтральный взгляд на эту ситуацию позволяет нам сделать простой вывод: эти вопросы существуют независимо от нас и не являются результатом проявления нашей воли.

Скорее, они возникают из-за непосредственного контакта между жизненным состоянием неведения и тем, что находится в нашем «сейчас», в том, что нас окружает.

Поэтому фундаментальные вопросы – это естественное выражение самой жизни. Они – часть творческого движения жизни, которая разворачивается в своём собственном абсолютном порядке и гармонии.

Земля, деревья, все животные, звёзды, весь вибрирующий в гармонии космос – всё является творческим выражением жизни. То же самое можно сказать и о фундаментальных вопросах. Они также представляют собой творение жизни, но только на гораздо более тонком уровне.

Творение не пришло к своему концу; оно, как река, неуклонно течёт, постоянно обновляя свой поток.  И мы, как участники этого созидательного процесса, постоянно испытываем творческие импульсы; например, перед нами очень часто встают фундаментальные вопросы, которые сами собой возникают в нашем сознании.

 

В каждом вопросе уже заключён ответ

В мире слов и понятий такое утверждение звучит странно. Как правило, мы получаем ответы на свои вопросы извне, обычно от тех, от кого привыкли их получать: от родителей, школьных учителей, экспертов или священников... Это прекрасно работает, когда речь идёт о практических знаниях окружающего нас мира.

Однако применительно к тому, что скрыто от наших глаз в пространстве Вечности, этот способ познания как раз мешает естественному раскрытию внутренних способностей, тех, которые спрашивают и понимают, дышат, живут и расцветают в человеке сами по себе.

Мы, современные люди, так привыкли к лёгкому усвоению быстрых ответов и общепризнанных понятий, сразу так глубоко в них погружаемся и бессознательно им верим, что уже никогда не сможем сами выяснить, что же такое истина.

 

Жизнь спрашивает сама себя

Например, можно сказать, что семя дерева несёт в себе вопрос о том, что такое дерево. Чтобы дерево выросло и окрепло, семя нуждается в пространстве, воздухе, воде, земле и свете. Мы видим, что нам предоставлено всё необходимое, чтобы без труда ответить на этот вопрос. То же самое и с человеком. 

В любом проявлении жизни, жизнь, по сути, исследует сама себя. Ни один её аспект не отделён от другого. Точно так же жизнь исследует себя и через человека. Что такое жизнь? Что такое истина? Эти вопросы вибрируют во всём Творении.

В какое-то время вопрос «Что есть жизнь?» облёк себя в одежду из слов. Он получил очертания и формы. Однако не кроется ли здесь более глубокая область для исследования? Те несколько слов, которые формируют любой конкретный вопрос, вытекают из этой более глубокой области через все аспекты нашего существа, вплоть до природы нашего мышления. 

Смысл вопроса «Что такое жизнь?»  выходит далеко за пределы этих трёх слов. Слова – это лишь «верхушка айсберга», а за ними – мощный творческий жизненный импульс. Чтобы подумать над этим вопросом, осознать его, нужно дать пространство этому импульсу.

Каждый вопрос можно рассматривать, как возможность приоткрыть завесу. Жизнь сбрасывает эту завесу; она вовлекает человека в свою игру. Хорошо, когда эта завеса не утяжелена банальными определениями, субъективными спекуляциями и поверхностными толкованиями. Разве творческий импульс вопроса «Что такое жизнь?» не нуждается в пространстве, которое ему необходимо расширить и углубить в человеческом сознании?

Постановка фундаментального вопроса не требует никаких усилий.

Так же, как не требует никаких усилий и развёрнутый ответ на этот вопрос.

Истина заключается в том, что в молчаливом осознании этого вопроса сакраментальное и фундаментальное может начать проявляться в сознании человека.

 

Если внимательно наблюдать

Может ли Вечность открыться нам сейчас, просто при внимательном наблюдении за происходящим в себе?

Может ли это произойти в тот момент, когда мы задаём себе самый простой вопрос, надеясь узнать, правда ли то, что было сказано?

Такой вопрос не требует интеллектуального анализа. Чтобы узнать, что истинно, нужно только наблюдать, слушать без суждений, выводов или зависимости от прошлого знания.

Спрашивать, наблюдать и слушать – это часть самых важных и естественных способностей человека. Они начинают работать, когда человек не боится сказать самому себе: «Я не знаю». Незнание – это то самое, над чем божественное творение простирает свои крылья. Там, где присутствует даже самое малое «я знаю», не сможет раскрыться ничего нового. «Я знаю» – это, по сути, отсутствие внимания. 

Условием становления истинно чуткого сознания в человеке является его абсолютная свобода от любых авторитетов. Вопрос, возникающий в таком сознании, немедленно вызывает ответное движение на основе взаимодействия этого сознания со светом, водой, землёй – со всем. И ответ выражается не в словах, концепциях или абстрактных идеях, а в прямом и постоянном проявлении истины в человеке. Благодаря этому человек становится настоящим полем проявления для творческого движения Жизни.

Реакцией резонирующего тела гитары на прикосновение к её струнам является наполнение всего пространства прекрасными звуками. Чтобы это произошло, гитара должна быть абсолютно беспристрастной, непредвзятой, полностью восприимчивой; она должна как бы «вопросительно слушать» исполнителя. 

Возможно ли, чтобы человек научился «вопросительно слушать»? Если это касается фундаментальных вопросов, возникающих в нашем сознании, то не требуется никаких усилий, чтобы позволить этим вопросам расцвести в нас.
_____

По материалам сайта международного журнала LOGON: https://www.logon.media/ru/node/599
Text: K.S., Страна: Германия, Image: Picsabay CC0