Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Знание или истинная мудрость?


Знание или истинная мудрость?

Между понятиями “знание” и “мудрость” существует огромное, непреодолимое различие. Искателю на духовном пути важно осознать, что божественная Мудрость никогда не означает знание, которое достигается сбором информации.

Серьезный исследователь обнаружит, что универсальная философия проводит четкую грань между “Мудростью” и “Разумом”, но не в том смысле, что мудрость – это все, а рассудок – ничто. Но они описываются как два различных значения или качества. Создатель наделил человека и мудростью, и разумом. Всемогущий связал изначального человека со Вселенской Мудростью. А для того, чтобы уметь реагировать на Мудрость, человек получил умственные возможности. Они обрабатывали Мудрость так, чтобы человек мог понять ее. Человеческая память работала как аккумулятор, в котором трансформированная Вселенская Мудрость могла сохраняться. В памяти, кроме центров разума и действия, находились также и центры правильно действующих органов чувств. Поэтому человек мог обдумать полученную Мудрость и чувственно проверить ее для того, чтобы на их основе сделать выводы и действовать в соответствии с разумом.

Эта была полностью ответственная жизнь. В этом смысле нам следует разъяснить высказывание “первый человек был связан с богом через добровольное послушание, и им водила божественная рука”. Он спонтанно и разумно реагировал на божественную Премудрость. То есть человек был “бог от бога, сын своего отца, и совершенен, как совершенен его небесный Отец”. Было только развитие, проявление, подобно тому как туманное облако, наконец, превращается в созвездие, символизирующее круг Зодиака. Когда мы говорим о “здоровом разуме”, понятно, что мы должны подразумевать под этим. Создатель подарил Изначальному человеку мудрость и здоровый разум. Именно здесь мы наталкиваемся на глубинную причину человеческих страданий. Ибо в течение невообразимо долгого времени человек потерял здоровье своего разума. Он серьезно болен и лишен правильной ориентации. Святилище головы утратило естественные свойства и способность к разумному пониманию в этой природе и превратилось в карикатуру былой славы – этот факт подтверждается практикой жизни. Отсюда возникла совершенно запутанная и удручающая ситуация. Поэтому мы можем хорошо себе представить, что имел в виду апостол Иаков, спрашивая: “Мудр ли и разумен кто из вас?” (Иак., 3–13). Удручающий вывод: никто не мудр и не разумен! В диалектическом мире никто не располагает здоровыми умственными возможностями, поэтому никто не соединен со Вселенской Мудростью. Полностью быть “водимым божественной рукой” – это сладкая, но опасная сказка. В этой связи очень важны слова Господа нашего Иисуса: “Никто не благ, только единый Бог” (Л. 18–19).

Чтобы глубже вникнуть в эту проблему, мы констатируем, что существуют разные типы людей. Во-первых, тип человека культуры, который на протяжении длительного времени развивает свои умственные возможности. В падшем состоянии умственные возможности земного человека постоянно зависят от раздражителей, которые поступают извне. Так как здесь не обходится без влияния Логоса и возможностей кундалини, то нормы, гипотезы, культура и религия или другие чувственные умозаключения занимают место абсолютного знания. Исходя из этого, разум насильственно ведут в определенном направлении. Из поколения в поколение это впечатывалось в кровь человека.

Монотонные, повторяющиеся внешние раздражители, связанные с внутренним принуждением крови, которые действуют согласованно друг с другом, превратили человека в интеллектуальное существо, каким он является сейчас или становится таким. Ум ребенка, благодаря структуре учебного процесса, уже полностью ориентирован на эту жизнь. Но опыт учит, что и интеллектуальный человек может быть очень несчастлив. Он все время находится в погоне за постоянно ускользающим счастьем. При этом он причиняет себе и своим детям непоправимый вред, который в конечном итоге отражается на работе всех жизненно важных систем организма.

Каждый орган в человеческом теле либо освящается, либо обрекается той целью, с которой он используется. С помощью доведенного до крайности образования усвоение высшей Мудрости невозможно. Соответствующие органы в голове, необходимые для этого, находятся в беспокойном, возбужденном состоянии. Такого рода интеллектуальное обучение может продолжаться только до определенной точки – затем наступает кристаллизация или же различные функциональные отклонения.

К другому человеческому типу относятся те, чей разум еще не сформировался: по каким-то причинам его развитие находится ниже определенного уровня. Эзотерическая наука называет такое состояние умственных возможностей “Лунное сознание мозга”. Люди этого типа восприимчивы к абстрактным прикосновениям, но они не могу воспринять эти универсальные импульсы или преобразовать их. Они имеют большую склонность ко всему таинственному или скрытому и охотно погружаются в мистическое. С другой стороны, они испытывают зависть к интеллектуалам, которые благодаря более высокому развитию достигают больших успехов в обществе. В их менталитете часто выражается глубокая неприязнь по отношению к быстрым успехам, привелегиям, благополучию для самих себя и своих детей.

Помимо двух описанных здесь человеческих типов, есть еще переходные подвиды, которые утратили здравый рассудок. Если мы исследуем эту проблему более глубоко, то становится ясно, что человек обладает тремя важными центрами. В философии Школы они называются Святилище головы, Святилище сердца и крестцовое Святилище. У нас, современных людей, эти три центра не находятся в гармонии друг с другом. Например, разум и чувства взаимодействуют, в то время как действие приносится в жертву. Или же только частично задействованный мозг направляется на действие и отрицает чувства. Чувство и действие также могут взаимодействовать, но в таком случае разум не играет никакой роли. В современной психологии есть примеры, подтверждающие эти старые теории.

 

Теофания


Тот, кто сможет распознать эту ситуацию как вынужденное состояние и обнаружит, что находится на наклонной плоскости, спросит себя: как остановить это движение и повернуть его вспять? Это возможно, если начинается процесс трансфигурации и человек начинает фундаментальное изменение самого себя, но не через культивирование личности, а через новое сотворение всего микрокосмоса. Чтобы избежать недопонимания, мы не будем называть это “возрождением”, так как это понятие может привести к заблуждениям, экстазу или цинизму. Для многих “возрождение” – это биологическое, природно-религиозное обращение, на которое из-за неконтролируемых сил ложится какая-то тень.

Древние называли науку трансфигурации “Теофания”. Это означает появление божественного человека. Древние предания называли так момент, когда Иисус явил себя миру. Позднее это превратилось в таинство откровения, когда святой Дух прикоснулся к Иисусу. Буквально слово “теофания” означает воспринимаемое многими людьми проявление божества. Эта наука сколь велика, столь и сложна, так что всю в целом ее охватить нельзя. Но остается факт, что любой процесс трансфигурации нужно начинать с обстоятельного наступления на самонадеянный человеческий разум. Потому что разум современного человека – важнейший фактор, который противодействует появлению божественного человека. Универсальное Учение объясняет каждому человеку, что его мозг, орган его чувств, является самым большим врагом Универсальной Мудрости. Не имеет значения, является ли он работником умственного труда или нет. Любой без исключения метод мышления или умственное развитие в согласии с природой в этом отношении опасны и дают отрицательные результаты. Здоровый разум, каким его требует трансфигурация, – говоря диалектически – невозможен. Поэтому вопрос звучит еще более удручающе: как человек может избежать этого состояния? И в ответ снова звучит: “Спасение состоит в возвращении божественного человека”.

Из-за своих биологических, моральных и духовных качеств человек противодействует этому возвращению, и новое рождение становится невозможным. Природному человеку не хватает  многого, что необходимо для осуществления нового рождения. В первую очередь человеку необходим “новый молот и новое Слово”. Он должен стать истинным свободным каменщиком. Любому из нас необходима помощь, посредник, протянутая божественная рука. Без нее ничего нельзя сделать. Эту помощь задыхающийся человек получает через силу, называемую “Христос”. Это не теологический, исторический Христос, а сила, которая с невыразимой любовью приходит к человечеству для его спасения.

Если строитель хочет возвести свое здание, а это ему не удается, то ему необходим новый молот и новое слово. Это означает – та новая сила, которую дарует Логос. Когда тело Христиана Розенкрейца через 120 лет было найдено совершенно нетленным, на закрывающей гробницу бронзовой плите было выгравировано: “Иисус для меня – всё”. Мы подчеркиваем еще раз: здесь нет ничего общего с выдуманным Иисусом, который родился 2000 лет назад. Здесь речь идет о божественной руке, протянутой человеку для трансфигурации!

Но если мы захотим понять разумом этот процесс исцеления, то нам на помощь придет освобождающая наука. В человеческом мозге есть семь впадин, или семь желудочков. Если достойный кандидат начинает свой путь освобождения в силе Христа, эти семь мозговых впадин одна за другой испытывают прикосновение божественной силы. Этот процесс описывается как “прикосновение святого семеричного Духа” или как звучание “семи божественных гармоний”.

Как только эти семь мозговых впадин получили импульс к действию (и если процесс трансфигурации поддерживается силой крови), эти мозговые впадины наполняются освобождающей энергией. С этим связано также развитие возможности мозжечка и чудодейственного костного мозга (медуллы). Благодаря этому между человеком и Создателем образуется духовно-разумное взаимодействие. В старинной “Халдейской книге Чисел” это состояние называется Самаэль. Самаэль – это иерофант скрытой мистерии, который связан с Михаэлем, высшей земной мудростью. Только после этого семеричного наполнения через святого Духа кандидат может называться Махат (Махатма) или Манас, мыслитель. С этого наполнения начинается процесс трансфигурации.

Без разума, знающего Мудрость, никто не может хотя бы на один сантиметр продвинуться на пути озарения.

Ян ван Рэйкенборг

 

Если мы обратимся за советом к Библии, то обнаружим, что Сатана – это сын Божий (Иов 1–6). В эзотерической интерпретации это черт. В дьявольском, злом значении он превращается в дракона. Но в Каббале существует Самаэль, Сатана, равный Михаэлю, “победителю дракона”. Как это объяснить?

[…] Оба, согласно учению, происходят от Руах (дух), Нешама (душа) и Нефеш (жизнь). В “Халдейской Книге Чисел” Самаэль – это сокрытая (оккультная) мудрость, а Михаэль – высшая земная мудрость. Оба происходят из одного источника, но отличаются по их происхождению из мировой души. На земле она Махат (рассудочное понимание) или Манас (местопребывание ума). Они отличаются, потому что один, Михаэль, находится под влиянием Нешама, в то время как другой – Самаэль – независим от влияния. Догматическая церковь исказила это учение, так как она питала ненависть к независимому духу этого учения, который не подвержен влиянию внешней формы (то есть догмы). Она сделала из Самаэля-Сатаны (самого мудрого и духовного духа из всех) непосредственно черта, противника их человеческого бога, а также чувственно-телесного человека!

Предав анафеме Сатану, церковь прокляла и космическое отражение бога. Она предает анафеме бога, который проявился в материи или в предметах. Она проклинает бога или ту вечно непостижимую мудрость, которая проявляется в природе как свет и тень, как добро и зло, следовательно, в той единственной форме, которая понятна им в силу ограниченности человеческого ума.

Таково истинное философское и метафизическое понимание противника (Самаэля, Сатаны) в Каббале. Подобные же тезисы и такого же духа можно найти в аллегорических интерпретациях всех других древних религий.

Е.П. Блаватская “Тайная доктрина”, ч. 2.

 

Кундалини


На санскрите это слово означает “развернутый”, или “свернутый клубком, как змея”. Существует еще много разных переводов, которые подчеркивают форму змеи, отсюда слова: змеиная сила, а также змеиный огонь. Символом этой силы кундалини является изображение двух обвивающих друг друга змей. Эта возможность или сила движется “по извилистому пути”. Это универсальный жизненный принцип, который повсюду в природе заявляет о себе как две большие силы притяжения и отталкивания. Именно они обеспечивают “постоянную приспособляемость внешних отношений по отношению к внутренним”.

Когда благодаря устремленности человека его внутреннее состояние изменяется, в той части сердца, где содержится духовное ядро, освобождается огромная энергия. В гностической философии ее называют кундалини сердца.

Следовательно, сила кундалини – основа трансфигурации. В начальной стадии построения души все органы и флюиды один за другим наполняются ее энергией. Наконец она доходит до Святилища головы, и там возникает новый, духовно направленный фокус: храм мудрости в человеке, храм золотой розы. Только чистое, бескорыстное стремление к новой жизни может пробудить кундалини сердца. Все другие формы работы с кундалини опасны.