Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Мировое древо


Мировое древо

Бесчисленные мифы дошли до нас со времён различных периодов культурного развития. Они несут в себе образы, созданные человечеством на заре истории и повествующие о происхождении мира, воздействии сил природы, о богах и жизни после смерти.

Великанов я помню,

Рождённых до века,

Что давали мне хлеб

в давние годы;

Вёльва, прорицательница, продолжает:

помню девять миров

и девять ветвей,

и корни могучие,

в землю проросшие.

Мифы, собранные в Эдде, повествуют о тайнах развития мира — как великих, так и малых. В процитированном нами стихе прорицательница свидетельствует об этом. Ей открываются девять миров изначального бытия, и она созерцает девять ветвей на мировом древе человеческого рода, ясене-прародителе Иггдрасиле — таково его имя в германской мифологии. Мировой ясень — это космологический образ Вселенной. Древо символизирует вневременной, вечный центр мира; его ветви несут на себе и поддерживают Вселенную и сохраняют внутреннее единство мира. Оно обеспечивает как базовую духовную структуру, так и импульс к развитию. «Девять отечеств — девять миров» представляют собой образ девятеричной структуры творения, находящей отражение в образе древнего великана, в девять раз превосходящего современного человека своими размерами. Мы сталкиваемся с девятью уровнями развития сознания: трижды тремя аспектами тела, души и духа, которые находятся в неразрывной связи. Душа и дух выражают себя через тело. Тело, так же, как и дух, обретает существование благодаря душе. Душа и тело проявляют себя в духе.

ВЕТВИ ИГГДРАСИЛЯ

Истинность подобной интерпретации подтверждается тем, что ветви Иггдрасиля раскинулись над целым миром и простёрлись выше небес. На вершине (духовного) древа находится Асгард, обитель богов. Это — космос мирового ясеня, пребывающий в свете. Высший вечный духовный принцип олицетворяет Гимле, чертог, залитый золотом восходящего солнца. Асгард однажды погибнет в день Рагнарёка, который станет поворотной точкой истории, и тогда обновление станет возможным благодаря Гимле. Ясень, или же радужный мост Бифрёст, на котором стоит на страже белое божество Хеймдалль, воин света, имеющий на поясе меч и рог, соединяет мир богов с миром людей. Люди называют этот мост радугой. Это сфера души, которая соединяет то, что «наверху» с тем, что «внизу», небесный мир — с земным. До наступления конца времён он не может быть разрушен, но в конце периода развития этот мост растворится.

Подобно ветвям, корни Иггдрасиля также простираются через весь мир. Здесь мы также видим три аспекта. На одном из корней, который ведёт к богам-асам, обитают люди. Их обитель носит название Мидгард, «средний дом». Это место окружено внешним кругом, называемым Ургард, царством ледяных великанов, которые противостоят асам. Все населённые миры окружает кольцом змей Мидгардсорм, некоторым образом напоминающий змея Уробороса. Это символ космического змея, окружающего человеческий мир космическим кольцом. Рост этого змея не прекращается, но, согласно принципу Уробороса, он остаётся неподвижным до наступления времени великой финальной битвы с богами. Тогда он развернёт свои кольца и проявит деструктивный аспект своей двойственной природы.

Рядом с местом обитания человека находится источник Урд. Здесь ежедневно собираются боги. Это источник судьбы, источник трёх Норн, имена которых — Урд, Скульд и Верданди. Они приходят к колыбели каждого новорожденного и предсказывают его или её судьбу. Кроме того, они ежедневно опрыскивают древо целебной водой, таким образом поддерживая его вечную свежесть, ибо, как говорится в другом стихе Эдды: «Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль».

КОРНИ ДРЕВА

Поступки людей определяются полярными силами, приходящими «свыше» и «снизу». Они сами своими действиями на протяжении всей жизни определяют свою судьбу после смерти. Óдин служит проводником для воинов, со славой сложивших головы в битве, и ведёт их в Валгаллу, чертог павших, находящийся в Асгарде. Здесь они упражняются в воинском искусстве и под предводительством Одина могут проникать в человеческий мир в составе группы призрачных всадников-охотников со сворой собак. Души людей, умерших иным образом, отправляются в Хельхейм. В германо-скандинавской мифологии Хельхейм, или Хельгард, относится к области нижнего мира; хозяйка Хельхейма — Хель, дочь бога Локи. Этот мир находится под вторым корнем Иггдрасиля. Здесь также обитают змеи, которые точат дерево, и демон, пожирающий тела мёртвых, дракон Нидхёгг. Там безрадостно и холодно, ледяные воды текут из источника, бьющего рядом с этим корнем, и этот поток смывает всё, что более не хочет или не может жить. Вместе с тем, поток смерти способствует обновлению, поскольку он неотвратимо увлекает за собой мёртвые энергии, ограничения и препятствия, таким образом очищая землю и подготавливая её к новым всходам.

Наконец, под третьим, последним, корнем мы обнаруживаем «колодец Мимира». Гигант Мимир охраняет воду мудрости, разума, памяти (древнеисландское имя «Mimir» восходит к праиндоевропейскому корню *(s)mer — «помнить» и родственно современному английскому слову memory). В связи с тем, что Мимир ежедневно пьёт из источника мудрости, он считается мудрейшим из всех существ тонкого плана, и к нему часто обращается за советом Один (Вотан). Сфера Мимира вызывает ассоциации с концептом, который в современном эзотеризме называется «пси-банк» и который ранее был известен как Хроники Акаши: вибрирующая паутина энергии, внутри которой всё пребывает в постоянной и неразрывной связи. Ничто не теряется в недрах этой паутины…весь опыт, события, мысли и дела всего и всех записаны в ней и доступны любому. В неё может заглянуть каждый, если он достаточно чист, беспристрастен и в достаточной мере наполнен любовью. Когда сам Один просит разрешения напиться из этого колодца, ему приходится пожертвовать Мимиру один глаз.

ВНУТРЕННЕЕ ДЕЙСТВО

Когда прорицательница говорила о мировом ясене Иггдрасиле, о его корнях и кроне, слушатели видели перед собой эти образы. Они воспринимали её речи иным образом, нежели мы, современные люди. Они не обладали критическими способностями, которые позволили бы отделить услышанное от восприятия слушателя. Они были полностью поглощены тем, что было впечатано в их внутреннее существо, его базовый паттерн, лежащий в основе существования как макрокосма, так и малого человеческого мира. На уровне первого корня они постигали свою жизнь и эволюцию своего сознания. Они открывали для себя заповеди богов и учились брать на себя ответственность за их исполнение, ибо, если они действовали не в соответствии с этими универсальными законами, начинали проявляться последствия. Таким же образом они переживали ощущение близости колодца судьбы. На уровне второго корня они познавали глубины того, что мы теперь называем подсознанием. Им открывалось, что они будут поглощены этим колодцем после смерти, если в них не проявится хотя бы некоторая доля отваги Одина, который так или иначе обладает божественным происхождением. Вот почему участие в сражениях имело столь большое значение — ведь самоотверженная храбрость, проявленная во время битвы против сил и свойств природы, закладывала основу для развития сознания, и венцом этого развития была награда, ждавшая их в Валгалле.

В итоге теперь может проявиться связь с уровнем третьего корня, где зреет мудрость. В те времена люди ещё обладали природной памятью, в которой было записано всё, что когда-либо имело место. Вместе с тем, они получали прозрение о том, почему необходима битва: человек обретает мудрость тогда, когда в его внутреннем существе происходит борьба между духовным и природным аспектами за человеческое сердце.

ОБИТЕЛЬ РАДОСТИ В САДУ БОГОВ

Проявляя неустрашимость, воин ассимилировал энергии чистого духовного существа, пребывающего в верхних ярусах Иггдрасиля. Здесь, в Асгарде, находится Гладсхейм, «дом радости», одна из трёх обителей Óдина. Это равнина, поле, которое древние скандинавы персонифицировали и поклонялись ему как высшему божеству. Óдин обитает в Гладсхейме, но мы также можем часто видеть его в Валаскьяльве. Там находится его трон Хлидскьяльв, с которого он взирает на девять миров. В то же время в мифологии говорится, что это имеет отношение к божеству, которое развивается вглубь и вширь благодаря своей связи с людьми. Можно сказать, что божество расширяет себя тогда, когда человек вновь получает глаз Одина, шишковидную железу, в своё распоряжение — именно она, в конце концов, является органом, при помощи которого человек может «видеть» в Гладсхейме, этой обители радости, расположенной в Асгарде, чертоге Богов.

Оттуда он ежедневно спускается в Мидгард, соотносящийся с центром тела. Если божественное и вправду развёртывает себя в человеческом теле, Один символизирует качества Духа-Души. В терминах германской мифологии, он — лучистый, белый помощник, сочинитель скальдических песен, мастер слова и поэзии. Однако, если кто-либо еще находится под властью сил природы, он ощущает, что Один несёт в себе угрозу, воспринимая его как кровожадного, неистового разжигателя войны, как предводителя войска варваров; он — символ движущей силы духа, которая либо побуждает человека к развитию, либо повергает его в бездну Хельхейма.

ДЕВЯТЬ НОЧЕЙ НА ДЕРЕВЕ

Мифы рассказывают о том, что Один провёл девять ночей, подвесив себя на мировом древе. Божественному элементу внутри него надлежало в борении преодолеть девять состояний сознания. Это стало отправной точкой для развития девяти сфер, девяти империй, ибо огонь духа возгорелся во Вселенной.

Все искры, когда-либо эманировавшие из этого духа, следуют тем же путём! Духовное человеческое существо странствует через каждую из этих сфер. Это — «славный путь победителя»! Духовное сознание и «Óдин» объединяются посредством девяти фаз высшего развития на физическом, душевном и духовном уровнях, пройдя трижды три стадии, через девять ветвей древа жизни, от корней до кроны.

На низшем плане, в сфере материи, это колоссальное развитие несёт в себе несколько великих опасностей. Нам говорится о них потому, что самовольный интеллект ставит тело на первое место. На примере фигуры полубога Локи мы видим, как воля истинного воина уклоняется от Гладсхейма и фокусируется на личных интересах. Локи соотносится с Люцифером. Исследование собственной воли — одновременно и увлекательный, и пугающий опыт для незрелого эго.

С уровня вновь обретённого сознания он видит свою задачу, свою ответственность и опасности своего пути, которые производят на него чрезвычайно травмирующее впечатление. Можно также составить представление о том, в какой степени развитие человека связано с мировым древом, если вспомнить о том, что слово üggr на древнесеверном означает «страх».

Мировой ясень, известный нам из скандинавской мифологии, обладает многими свойствами тиса, в изобилии произрастающего в Скандинавии. Это дерево остается зеленым круглый год и потому некогда считалось священным. В теплую погоду его ветви и хвоя выделяют летучее вещество, которое может вызывать у человека галлюцинации. Продолжительность жизни тисового дерева впечатляет: в Шотландии есть тис, возраст которого превышает две тысячи лет. Ветви этого дерева использовались для проведения различных ритуалов, поскольку ядовитый алкалоид — таксин — может вызывать ощущения, сходные с околосмертными переживаниями. Провисев на дереве девять дней и девять ночей, Óдин обрел мудрость и способность понимать значение рун, но вынужден был принести в жертву свой глаз.

Первобытный колодец, колодец Судьбы, находится у корней мирового ясеня Иггдрасиля. Он также существует в глубинах подсознания каждого человека. Здесь — местопребывание трёх мудрых женщин, трёх норн: Урд, Скульд и Верданди. Урд олицетворяет корни, прошлое, и по-прежнему оказывает на нас влияние. Верданди несёт в себе силу зарождения, а Скульд определяет нынешнюю судьбу человека. Богини судьбы прядут нити времени и связывают воедино прошедшее, настоящее и будущее. До тех пор пока человек не осознавал себя, времени для него не существовало. Все происходило только в настоящем. Аск и Эмбла, первые люди в этом мире, были найдены Одином «на берегу моря» бездыханными и «лишёнными судьбы». Для тех, кто не знает времени и не постиг законов духовности, не существует ответственности или судьбы. Тем не менее, развитие продолжается. Благодаря норнам люди узнали о том, что такое время. Непрерывно возрастающая сила материализации заставила их войти в те измерения, где они могли сознательно воспринимать время и пространство. На смену первоначальному состоянию вне времени, в вечном здесь и сейчас, пришло понятие прошлого и будущего. Отныне, взглянув назад, сознательное существо могло оценивать свои поступки, а устремляя взгляд вперёд, могло планировать их. Оно познало энергии, исходящие из источника духовности. Именно таким путём человек получил сокровенное знание о своём происхождении и судьбе.