Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Черная мадонна


Черная мадонна

Удивительно, как древнее знание, которое проходит как более или менее сокрытая нить через всю историю, время, – снова проявляется, открывая себя, несмотря ни на что. Группы и общины в прошлом старались сохранить изначальное знание живым, т.е. пребывающим в живой связи с сердцем. В древних сказаниях кельтов мы видим, как образы египетской мудрости получили новую жизнь и новое значение. В наше время всё более и более увеличивается число людей, способных ухватиться за серебряную нить, которая протянулась к нам от древнего знания и которая может связать их с изначальной жизнью.

 

Тридцать тысяч лет назад люди, что населяли Европу в то время, знали чёрную богиню-мать. Она была воплощением женского принципа жизни, источником вечно-новой жизни и представляла собой один из самых древних образов, в котором человечество видело объект для поклонения всему божественному. В Египте она была известна как Исида-Нефтида, сёстры-близнецы. Когда индогерманские племена вторглись в Европу около 2000 года до нашей эры, эта богиня была изгнана, среди прочих, на Мальту и Крит. Позже она продолжала существовать как Артемида-Диана, чьи чёрные скульптуры всё ещё можно увидеть в Риме и Неаполе. Она также известна как Деметра Меланская (от греч. слова «мелас» – чёрный), чёрная Афродита и лунная богиня Кибела. На среднем Востоке она называлась Астартой. В Израиле она стала именоваться Хокма, мудрость; в Индии – Кали, чёрная богиня.

Древнее знание, которое незримой нитью проходит через всю историю, проявляется в символизме народных преданий, мифов и легенд.

Среди древнейших мадонн мы находим египетское изображение Исиды и Гора, образы Кибелы и Аттиса, и матери-богини Галлии. Эти чёрные мадонны, изображения которых мы встречаем во многих местах, определённо не христианские. Они ведут своё начало от чистейшего знания, которое сохранялось до наших дней среди коренного населения на уровне генетической памяти, что было недооценено Римской церковью. То же самое было со священными местами кельтов и других народов. Многие церкви во Франции, посвящённые святой Марии Магдалине, стояли на древних местах собраний кельтов, где продолжал существовать святой источник.

Ин Бегг основывает свой Культ Чёрной Мадонны примерно на 450 изображениях чёрных мадонн, 227 из которых были найдены только во Франции. Огромное количество, около 50, найдены в регионе Лион – Виши – Клермон-Ферран около Мон-де-ла-Мадлен. Скульптуры обычно обнаруживают в храмах, но они хранят тайну как свидетели множества преданий, которыми они окутаны.

Поразительно, что Церковь поместила символы, являющие собой полную противоположность деве Марии, в своих зданиях. В 431 году на Эфесском соборе был инициирован культ Марии, «матери Господа», альтернатива культу чёрной Мадонны. Таким образом, Церковь оценила наследие magna mater, Исиды! Римско-Христианская церковь всегда пыталась придать вторичное значение культу чёрной Мадонны. Она даже предпочитает вовсе не говорить о ней. Организация Культ чёрной Мадонны свидетельствует: «Когда 28 декабря 1952 на собрании Американской Ассоциации Развития Науки были продемонстрированы находки, связанные с культом чёрной Мадонны, все священники и монахини, которые были среди участников, покинули зал».

Чёрная Мадонна – образ вечного божественного творения, которое всегда в движении и непрерывно обновляет себя посредством вечно-существующего божественного импульса. Конечно, чёрный цвет – символ. Человеческое существо нуждается в конкретных образах – не для того, чтобы понять или дать им имена, но чтобы осознать реальность, которая во всей её полноте есть бытие. Чёрная Мадонна является посредником между нами и невидимым, существом, к которому мы можем прикоснуться, только превзойдя форму и сознательно устремляясь к Духу. Во многих традициях чёрный цвет – синоним ночи, тьмы, хаоса, смерти, но также не-бытия. Это не цвет, а, скорее, отсутствие цвета, противоположность белого, получаемого соединением всех цветов.

Чёрная Мадонна – не христианский образ, в действительности, это архаичное понятие, адаптированное Римским Христианством. Мы находим её в качестве символа во многих религиях и мифологиях. В индийской традиции Брахма создаёт миры после того, как он выходит из золотого яйца, плавающего в бездонной, чёрной глубине не-бытия. В гимне, посвящённом Кали, мы находим следующее: «До начала всех вещей Ты существовала в форме тьмы, превосходящей слова, и Тобой, созидательным стремлением величественного Брахмы, вся Вселенная была создана». Согласно Апулею (II век до Р.Х.), Исида говорит: «Я всё, что было, и всё, что будет». Исида символизирует чистую созидательную силу, отсюда также и отсутствие какого-либо цвета. Новалис писал: «Космическая дева находит своё отражение в каждой земной деве, и мы осознаём, что поиск любви есть уступка ночи, которая проникает во внутреннее существо».

История повествует о том, что в течение первого века нашей эры Мария Магдалина вдохнула новую жизнь в культ Чёрной Мадонны-Исиды во Франции. Согласно преданию, её лодка пристала к берегу в маленьком городке Санта-Мария-де-ла-Мер, куда она бежала после событий в Иудее. С ней вместе были Иосиф из Аримафеи, сестра Марии Марфа и её брат Лазарь, все они были учениками Иисуса. Согласно этой легенде, до сей поры бытующей во Франции, рассказывается следующая история: «В одной из пещер Прованса, недалеко от моря, много-много лет назад жила темнокожая жрица. Это была Сара Египетская, «она, кто есть столон (подземный побег) от солнца», и она была очень любима в этой земле не только как жрица, но и как целительница. «Сара» также означает «принцесса». Отовсюду люди шли к ней за советом. Она олицетворяла Исиду, символ вечного материнского аспекта в Египетских мистериях».

Согласно вышеупомянутой легенде – а таких множество, – Мария Магдалина отправилась на поиски этой жрицы. Когда же нашла её в пещере в Провансе, то поселилась вместе с ней и провела там остаток жизни, примерно, между 44-м и 70-м годами. Обе знали, что Египетские мистерии утратят свою активную силу и станут частью новой религии, что подразумевало обновление древней мистериальной мудрости, которая будет олицетворяться Иисусом Христом. В некотором смысле можно сказать, что в течение долгих лет Сара ожидала появления Марии. Темнокожая жрица вернулась в Египет, но жители Франции никогда не забывали её и продолжали ей поклоняться в образе многих чёрных мадонн. Возможно, никогда не удастся точно доказать, что обе когда-либо были во Франции, но фольклор, богатый символизм и сказания, тем не менее, указывают на это.

Обычно легенды содержат зерно истины, даже если оно, бывает, обнаруживается в совершенно другом месте. В этом контексте, А. Петерс рассказывает нам в своей книге Каббала, о том, что книга Зохар говорит о Божестве, для нас непостижимом, как о: «Я есмь кто я есмь (и никто больше)» (Ehieh Asher Ehieh). Эта потрясающая мистерия – основа Каббалы. «Я есмь» – это одно бытие, разделяющееся на два живых аспекта. Две иерархии, или два потока энергии, эманируют из одной божественной силы. В Каббале они называются «аспект» или «лик». Два мистериальных потока эманируют из божества; они видят друг друга как крайности, как крайние полюса его сущности. Петерс пишет: Один мы называем «Аб», Отцом мира, другой – «Има», Матерью мира. Эта Мать мира представлена как чёрная Мадонна, ибо она ещё не впитала импульс «Аб», Отца, и вселенная ещё не может исходить от неё. Отец мира иногда упоминается как аспект божественности, который мы называем «Хокма», то есть мудрость. Мы часто называем Мать мира Бина, что есть понимание, разум, знание, идущее из первоначального прошлого, необходимое, чтобы создать на основе её опыта формы Вселенной, в которые воплощаются мириады искр, разлетающиеся из божественной кузницы.

В этом фрагменте прекрасно выражена мысль о том, что Мадонна – чёрная, поскольку она ещё не была призвана излучать Свет сама. Если мы соединим две эти истории, мы откроем мистерию чёрной и белой мадонн. Мы можем воспринимать Мадонну как материнский аспект божественности, сферу творения, первичную материю, но также и нашу землю. Когда во времена Голгофы энергия Христа зажгла Свет, мир с того момента стал озарённый Светом. И как символ того, что произошло, тёмная жрица ныне стала светлой. Богиня Исида часто изображалась именно чёрной. Непроявленный Свет Христа теперь мог проявить себя. С тех пор человек стал способен напрямую соприкоснуться со Светом, без посредника. Прежде это было невозможно.

В Евангелии Двенадцати Святых, Иисус называет Марию Магдалину «моя невеста». Но внутренне она была матерью, невестой и дочерью, как Он был отцом, супругом и сыном для идущих по Пути, своих последователей. Это аспекты, которые мы можем распознать только в самом человеке, ибо, в другом случае, они действительно выражаются неявным образом. Это есть отцовско-материнский аспект человеческого существа, обладающего Душой, на его пути совершенствования. На это указывают обе жрицы, которые, согласно легенде, поменялись местами две тысячи лет назад.

Другая, более древняя интерпретация чёрной Мадонны также возможна. Она связана с преданием о светлой и тёмной сестрах, Исиде и Нефтиде. В небе мы видим Исиду, сияющую звезду Сириус А, но не видим Сириус Б, Нефтиду, которая делает оборот вокруг Сириус А каждые 50 лет. Сириус Б называют тёмной звездой, она сверхплотная и тяжёлая.

Эти две звезды, две сестры, символизируют светлую и тёмную части души, сознание и подсознание. Верхний полюс в человеческом существе, божественная искра из божественной кузницы, ищет освобождения. Мы можем это увидеть, например, в дыхании, в новом мышлении и в стремлении к освобождению. Подсознание держит нас в заточении прошлого, устремляется к земному, материальному. Никто не может игнорировать чёрную Мадонну. Проходит время и снова она проявляет себя, ставя перед нами вопросы, и люди как будто чувствуют, что с ней связана тайна, и эта тайна дремлет внутри них.

Через века богиня-мать Исида шепчет свою тайну: «Вне меня ничего нет, Свет внутри меня». Внимающему ей она говорит: «Ищи внутри себя и не ищи вовне».