Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Слух - врата к внутреннему видению


Слух - врата к внутреннему видению

СЛУХ – ВРАТА К ВНУТРЕННЕМУ ВИДЕНИЮ
 
Ухо осуществляет важную связь между тем, что окружает нас и нашими внутренними ощущениями. Способность слышать создает образ из звуков, воспринимаемых ухом. Благодаря этой способности человек ориентируется в окружающем пространстве.
 
Один поэт сказал: Я высок настолько, насколько могут слышать мои уши. Я глубок настолько, насколько могут видеть мои глаза. Слух этого поэта был обращен к внешнему, в то время как глаза смотрели внутрь. Он внимал первозданной тишине, а видел то, что уже расслышали его уши.
Слух предшествовал видению. Ребенок, еще находясь в матке, уже может слышать раздающиеся снаружи звуки. И он отмечает их настолько точно, что особо важные высказывания оставляют весьма глубокий след в его зарождающемся сознании.
По сути дела, любое понимание начинается с простого слушания. Всегда, когда передается какое-либо послание, должно быть и ухо, способное это послание уловить и воспринять. Посему пророк Исаия сказал (1: 2): Слушайте, небеса, и внимай, земля. И мы читаем в Псалме (77: 1): Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. И Иоанн пишет в Откровении (2: 7): Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Здесь не имеется в виду обычный, поверхностный слух или покорное выслушивание вердикта, но открытое, восприимчивое и жадное внимание свойственное исполненному любопытства и удивления ребенку.
 
СЛОВА НЕСУТ ЭНЕРГИЮ
 
Бесспорно, повседневное человеческое общение основывается на слухе, но он особенно важен применительно к внутреннему голосу, к языку, на котором говорит голос безмолвия в самом существе. В давние времена посвященные несли свое послание человечеству посредством устного слова. Их рассказы и по сей день живут в сказках, мифах и легендах. Люди усваивали эти послания в той степени, в какой были готовы их воспринять; они верили в сказки и пытались изменить образ своей жизни, в подражании героям устремляясь к высокой и благородной цели.
Слова являются носителями энергии, формами, в которых энергия может себя проявлять. Посредством устного слова энергия, то есть информация, проходит через сознание и возбуждает в нем образы. На этом принципе основана демагогия. Применяя очень сложные методы, политики передают свои мыслеобразы восприимчивой публике, и толпа реагирует соответственно своим идеалам или тому, что за них принимает! Таким образом, политические лидеры превращаются в опасных искусителей народа, побуждающих тех, кто им внемлет, творить такие дела, какие ни один здравомыслящий человек не совершил бы, не будь он в толпе.
Музыка также вызывает в сознании различные образы. Некоторые люди очень далеко уносятся в своих мечтах несравненными звуками прекрасно сыгранного концерта; иные же “заводятся”, едва заслышав примитивные ритмы джаза. А кто на бессознательном уровне не восприимчив к почти полностью забытым теперь народным песням?
Сколь часто во время лекции нас затрагивает образ, вызванный ею! Он привлекает наше внимание и начинает жить своей собственной жизнью. Мысли начинают блуждать, образ делится и ветвится, подобно дереву, на множество второстепенных мыслей. И вот мы уже вовсе не слышим лектора, ибо наши мысли встали между его словами и нашей фантазией. Наши мысли идут своими путями, уводя нас кругами все дальше и дальше от темы лекции. В результате если лектору и удается что-либо донести до нашего сознания, то лишь самую малость. Тем временем возникший образ затвердевает и оформляется в предубеждение, уже не способное изменяться. То есть вместо слепого доверия к внешнему, к авторитету лектора, постепенно возникает собственное внутреннее убеждение. Эго замечает и выбирает для запоминания лишь тот материал, который соответствует его интересам.
То же самое происходит и со СЛОВОМ Творца. В начале было СЛОВО. Поток Божественной силы касается сознания человека и пробуждает в нем образы: образы идеальной жизни и бессмертия, образы идеального мира, в коем нет больше ни болезней, ни смертей, – мира, в котором человечество существует без конфликтов и оно более не “смрад для ноздрей Божьих”, но “шествует от славы к славе”. Однако и здесь вмешивается эго. Оно воспринимает только то, что созвучно с ним, оставаясь абсолютно глухим ко всему остальному. Является ли такое восприятие слышанием или же только слушанием? Не влетает ли услышанное в одно ухо, вылетая из другого? Может ли материалистический человек вообще услышать что-либо?
 
ГЛАЗА БОЛЬШЕ НЕ ЗЕРКАЛО ДУШИ
 
Ритм современной жизни ускоряется, и все большее место в ней отводится зрению. Глаза не являются более зеркалом души, а, скорее, линзой, пользуясь которой эго искажает все пропорции. Мы с радостью думаем о том, что такие средства массовой информации, как телевидение и интернет, расширяют поле нашего зрения. Безусловно, в этом утверждении есть доля истины, но несомненно, что это происходит за счет тонких функций нашего слуха. В магазинах в уши вливается фоновая музыка, дружелюбная или агрессивная, монотонный гул кондиционеров, шум всевозможных работающих устройств и рокот машин, доносящийся с улицы. И мы защищаем свой слух, затыкая уши аудио-плейером. Хорошо известно, что люди, работающие на дискотеках и в магазинах, продающих компакт-диски, часто с молодых лет страдают серьезными расстройствами слуха.
 
СЛУШАТЬ – ЗНАЧИТ УВАЖАТЬ
 
В наше время молчание стало редкостью. Но слушать – это значит уважать. В первые годы жизни мы овладеваем речью, и это происходит в основном при помощи слуха. Дети изучают родной язык, слыша его дома. По тому, как говорят дети (по подбору слов, по интонациям и произношению), можно узнать, как говорят в их семье. Кроме того, педагогический принцип – “все, кто не хотят слушать, должны почувствовать”, – был и остается актуальным во многих культурах мира. И по сей день во многих странах принято и является обязательным неукоснительное послушание, беспрекословное подчинение авторитету учителей и родителей.
Однако выражение – “все, кто не хотят слушать, должны почувствовать”, – относится далеко не только к воспитанию детей. Каждый, кто захочет постичь цель и природу творения и его обитателей, должен пройти тяжким путем, обретая опыт в материальном мире. Сначала его внутренний слух еще закрыт или почти закрыт, но позднее, обретя больший опыт, он научится внимать своему внутреннему голосу, он сможет прозреть, и в нем проснется понимание жизненных процессов обновления. В конце концов, закон причинно-следст-венных связей преподаст человеку необходимые уроки, и тогда он услышит “голос Безмолвия” в своем собственном сердце.

Кто слышит и внимает этому голосу, понимает, что его постижение зреет и непрестанно обновляется. И он смело может подписаться под словами Якоба Бёме: Имеющий уши дабы слышать, видит!
 
Я слушаю, чтобы жить.
Я внемлю шепоту жизни.
Услышав, я смогу отдать!