Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Восемьдесят процентов возможностей головного мозга до сих пор не используются?


Восемьдесят процентов возможностей головного мозга до сих пор не используются?

Современными исследователями осуществлено детальное топографирование головного мозга. Определено место расположения функций речи, математических и творческих способностей. Однако и в начале XXI века о механизмах работы головного мозга известно все еще слишком мало.
 
Примечательно, что современная личность реально использует, по-видимому, лишь небольшую часть головного мозга. По грубым подсчетам это составляет примерно 20 процентов. Значит, должны существовать огромные резервы и следовало бы спросить: для какой цели их можно было бы использовать? Универсальная Мудрость говорит, что мыслительные способности еще только развиваются.
Возможно, головной мозг – это лучше всего исследованная часть человеческого тела. Он регулирует не только жизненные функции и двигательную систему, но и наделяет человека возможностью самовыражения. Мы думаем посредством мозга. Наша голова произносит “Я”, потому что является сознательно работающей частью нашей личности.
В мозгу человека имеются участки, занятые непосредственно мышлением, речью, слухом, зрением, обонянием и тактильными ощущениями. Но предполагается, что наряду с этим  здесь находится место и для менее материальных проявлений, таких как интуиция, дух и сознание. Таким образом, подобные проявления можно также рассматривать как результат субъективного опыта. Это видно на примере разговора психолога Юнга с южноамериканскими индейцами Пуэбло. Последние заявляют: Нас, индейцев, удивляют западные люди. Они говорят, что думают головой, но разве человек думает не сердцем?
 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХА И МАТЕРИИ ПОЧТИ НЕ ИЗУЧЕНО
 
Возникает вопрос: является ли личность человека производной от его мозга или же существует некое духовное существо, проявляющее себя в теле? Такое существо могло бы иметь точку контакта с телом где-нибудь в голове или в сердце. Это весьма старый вопрос: он возник в те времена, когда головной мозг только начал задумываться о себе.
Греческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.) посредством наблюдений и выводов пришел к заключению, что мышление обособлено от материи. А французский философ Рене Декарт (1596–1650) полагал, что эпифиз, или шишковидная железа, как раз и является тем местом, где соединяются тело и Дух. В официальной науке физиологические и психологические процессы изучаются отдельно. А взаимодействие материи и Духа вряд ли изучалось вообще .
Головной мозг состоит из трех частей: полушарий большого мозга, мозжечка и мозгового ствола. Большой мозг является основой интеллекта и мышления. Мозжечок отвечает за равновесие тела и его расположение в пространстве. Стволовая часть мозга регулирует непроизвольные функции организма – такие, как дыхание. В таламусе встречаются электрические импульсы из коры головного мозга и тела. Мозговой ствол регулирует не только такие функции, как дыхание, кровяное давление, сердечный ритм, но также движение глаз, рвотный рефлекс и прочее.
Оказывается, головной мозг уже прошел несколько стадий эволюционного развития. Мнение ученых сходится на том, что ствол мозга представляет собой наиболее древнюю его часть, а полушария большого мозга возникли сравнительно недавно. Все животные обладают стволовой частью; у всех млекопитающих существует хорошо развитая лимбическая система, которая расположена под большим мозгом. Но лишь человек обладает великолепно развитыми полушариями большого мозга, неокортексом.
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВЫЗЫВАЕТ МНОЖЕСТВО ВОПРОСОВ
 
Как уже сказано, можно совершенно точно определить зоны различных функций, например, речевых, тогда как точную локализацию мыслительной деятельности осуществить значительно сложнее. С достаточной определенностью можно сказать только то, что мышление осуществляется в так называемых лобных долях. Там же происходит обработка информации, поступающей от органов чувств. Активность мозга можно измерять, поскольку протекающие в нем процессы сопровождаются слабыми электрическими токами, проходящими через клетки мозга. Эти электрические токи образуют магнитные поля, простирающиеся даже за пределами тела.
Исследования мозга вызывают множество вопросов. В общих чертах известно, какие именно участки мозга у здоровых людей функционируют при выполнении тех или иных задач. Однако встречаются люди, демонстрирующие совершенно иную картину. Например, если в младенческом возрасте у человека развивается водянка головного мозга, то после затвердевания черепа он, как правило, становится умственно отсталым. Но бывают случаи, когда люди с водянкой головного мозга получают законченное высшее образование. Сканирование показывает, что от 75% до 90% объема их черепной коробки состоит из лимфы и соединительной ткани. Пригодные к работе клетки мозга занимают лишь крошечный участок. И при этом они оказываются вполне способными оптимально и бесперебойно исполнять все необходимые функции.
 
ПОСТУПАЯ ВОПРЕКИ
СОБСТВЕННЫМ ЭТИЧЕСКИМ НОРМАМ
 
Теперь возникает вопрос, как функционирует мозг в повседневной жизни. Современному преуспевающему человеку нравится думать о себе, как о разумном и сознательном, умеющем пользоваться своим мозгом. Однако его поведение ни в коей мере не соответствует таким представлениям. Отправными точками его действий являются вовсе не логика, чистая интуиция и мудрость, а скорее страх, тревога и заботы. В конечном счете он демонстрирует, что вовсе не является тем разумным, логичным и твердым человеком, за которого хотел бы сойти. В разных обстоятельствах один и тот же мозг производит совершенно разные мысли и действия. Примеры тому хорошо известны. Облик “нормального человека”, поддерживаемый в повседневной общественной жизни, полностью растворяется, например, в кругу собственной семьи. Изменения в поведении могут возникнуть как под влиянием семейных обстоятельств, так и под действием алкоголя, наркотиков, печатной и телевизионной информации или же от перенапряжения на работе. Поведение может измениться и в экстремальных ситуациях, сопровождающих природные бедствия, политические потрясения и военные конфликты. Современные психологи утверждают, что, находясь под давлением, человек быстро теряет твердость характера и его поведение легко становится неэтичным, даже если ему приходится совершать поступки, идущие против его собственных принципов, убеждений и идеалов.
 
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТВОЛОВАЯ
ЧАСТЬ МОЗГА САМОЙ ДРЕВНЕЙ?
 
Голландский психолог и писатель Пит Фрон (1939–1994) взглянул с очень интересной стороны на сложную структуру головного мозга человека. Он показал, что на поведение человека оказывают влияние различные части мозга. Иными словами, импульсы, приходящие из некоторой части мозга, связаны именно с той стадией эволюции, на которой та сформировалась. Он говорит, что древнейшая часть мозга состоит из стволовой части и мозжечка. В них содержится сознание, сравнимое по уровню с пресмыкающимися. Змеи и крокодилы обитают на очень низком примитивном уровне, где в расчет принимается только собственное существование.
У высших млекопитающих и у человека этот аспект сознания рептилий сохранился. Оно обеспечивает удовлетворение примитивных жизненных инстинктов в самой жесткой форме. Сознание рептилий связано с автономной нервной системой, которой известны лишь рефлексы. Обычный человек вряд ли сможет оказать на нее какое-либо влияние. Автономная нервная система управляет сердцебиением, дыханием и пищеварением, а также рефлекторной деятельностью. Если кто-то попытается нас ударить, мы машинально, не раздумывая, поднимем руку, чтобы защититься. Но овладеть таким навыком может только человек, который обычно следует своим природным побуждениям и уже имеет некоторый жизненный опыт. Детям вначале приходится учиться такой защите. К этому можно добавить, что, например, йог, благодаря оккультной тренировке, способен регулировать свое дыхание, кровообращение и пищеварение.
Следующая часть мозга у высших млекопитающих и у человека образована так называемой лимбической системой. Сознание на этом уровне сопоставимо с сознанием лошади или собаки. У высших млекопитающих имеются модели поведения, эмоций и чувств, которым они полностью подчиняются. Универсальное Учение показывает, что внешние стимулы воспринимаются астральным телом и передаются физическому. У людей и животных имеется такой астральный проводник, через который ими можно управлять. Однако этот проводник, никоим образом не является мыслительной способностью! К этому следует добавить, что у людей имеется еще и чрезвычайно развитый большой мозг, который используется лишь на 20%.
 
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
РАЗВИВАЕТСЯ ДО СИХ ПОР
 
Универсальная мудрость говорит, что ментальное тело человека сформировано лишь отчасти. Полушария большого мозга дают нам возможность самосознания, самонаблюдения и познания себя. Благодаря этому отделу мозга достигнуты великие результаты в технике и искусстве. То, что не используется часть мозга, составляющая 80%, доказывает, что существует еще огромный потенциал. Однако довольно часто процессы в полушариях протекают неправильно. У многих людей рассудок, начиная играть подчиненную роль в отношении полушарий, становится рабом импульсов, возникающих в сознании. Это служит причиной ужасного сочетания высокого разума и низменных инстинктов, превращающего человека в самое злобное и опасное существо на земле. Гермес Трисмегист называл человека “разумным животным”, подчас намного более опасным, чем самый дикий зверь.
“Современная психология” с ее концепциями “бессознательного” и “подсознательного” существует уже почти сто лет, но до сих пор не открыла ничего существенного, чего не знали бы в прошлые века. Каждая  эпоха обладает собственным пониманием, терминологией и поясняющими моделями, которые зачастую, в сущности, говорят одно и то же.
Прежде, чем ступить на путь, ты должен разрушить свое лунное тело, астральную форму, свое тело желаний, а также очистить свое ментальное тело и сердце, – читаем мы в книге Голос Безмолвия. И Аюрведа также говорит о пути освобождения, на котором мозг играет ключевую роль.
 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ С ДУХОМ
 
Тот факт, что мы используем лишь 20% нашего мозга, говорит о том, что мы в очень малой степени осознаем свои резервные возможности. Одной из них является построение “нового ментального тела”, которое может поддерживать связь с Божественным Духом. Восстановление такой связи и является целью первоначальной, истинной религии. Само слово “religare” означает “вновь связывать”.
Каждый, кто всерьез захочет попытаться восстановить нарушенную связь с Духом, должен преодолеть ложные импульсы астрального мира (подсознания). Способ, которым этого можно достичь, был известен всегда. В процессе восстановления человек должен обрести прозрение и на основе такого понимания посредством очищения подготовить себя к такой работе. Таким образом, это прозрение и есть самопознание. А очищение достигается только тогда, когда помимо прочего мы научимся контролировать все свои мысли.
Такой образ жизни оказывается в высшей степени необычным для материалистичного человека, и это вызывает в его личности напряжения. Возникающая внутренняя борьба ведет к новому пониманию. И тогда человек, бывший прежде исключительно материалистичным, превращается в духовного строителя. Теперь он фокусирует свое внимание не на внешнем благополучии, а на духовном строительстве нового ментального тела, новой Души. В этом процессе обновления каждая мысль играет важную роль.
Если этот труд строительства будет успешным, цель жизни будет осуществлена.
 
НА ПУТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ
 
В прошлом о процессе внутреннего изменения, обновления и трансфигурации знали лишь посвященные. Однако к ХХI веку многие смогли развиться и индивидуализироваться до такой степени, что могут открыть этот путь самостоятельно. Во многих отношениях современные люди действуют не на основе авторитетов, а опираясь на информацию, которую собирают сами. Прежде чем сделать выбор, они хотят знать, каким образом взаимосвязаны жизнь и смерть. Именно поэтому “древняя мудрость” в той мере, насколько это касается процесса обновления, становится доступной для добросовестного ищущего в духовных школах и благодаря им. Прежде, чем ступить на путь, – читаем мы в книге Голос Безмолвия, – ты должен освободиться от опасных животных побуждений, от бессознательного мышления. Только так можно освободить место для нового мышления.
Картина различных уровней сознания ясно показывает, что если мы не отстранимся от пережитков древних стадий развития, то не будет происходить эволюция Души и Духа. Каким бы разумным ни был человек, пусть даже гением, но, если его побуждения остаются неизменными, он, в конце концов, будет захвачен своим подсознанием.
А теперь существенный вопрос: как же нам отстраниться от круговорота мыслей, побуждений и действий? Каким образом мы можем создать пространство для нового ментального или душевного тела? В конце концов, человечество “всецело погружено в земную суету”. Оно обладает самосознанием и рассудком, но они не могут безопасно провести его через море подсознания и первобытных импульсов. Гностик-трансфигурист Ян ван Рэйкенборг в третьей части книги Египетский Первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем дал кристально ясное описание процесса изменений:
Если ваше мышление чисто (к чему вас постоянно призывают), то сообразно ему воспламенится и астральное тело. Астральное тело мгновенно реагирует на каждую вашу мысль. Подобно вспышке молнии, каждая мысль зажигает в астральном теле мощный огонь. Затем через астральное тело в соответствующее состояние приводится эфирное тело. Эфиры высвобождаются и проникают в физическое тело, воздействуя на все органы и флюиды, включая кровь. Кровь, наполненная вашими мыслями, протекает по капиллярам мозговых клеток и возвращает сознанию то, что было им порождено.
 
БЕССИЛИЕ СОЗНАНИЯ ВЫЗВАНО
НАВЯЗАННОЙ ВЕРОЙ
 
Но процесс оказывается не просто сложным: существуют еще и внешние ограничения. Слабость и ограниченность сознания определяется еще и тем, что поколениям людей навязывалось в качестве “веры”. Человечество боялось и до сих пор боится того мира, в котором обитает, а еще оно боится предстоящего духовного развития. Смертельный страх индивида проявляется в стремлении групп к самосохранению. Затем самосохранение становится целью жизни, хотя она должна бы быть совершенно противоположной: отбросить все, что привязывает человечество к природе смерти. Именно поэтому церкви и секты упорно настаивают на том, чтобы их приверженцы постоянно поддерживали коллективную идею, как духовно, так и материально. Иногда даже шутят: нет гуру без счета в банке (No guru without giro).
Ян ван Рэйкенборг так сформулировал этот принцип: Разве вы не понимаете, что в этой природе была и есть сила, абсолютный враг начала, которая на протяжении бесчисленных оборотов колеса толкает вас к полностью ограниченному сознанию и бессилию? Разве вы не понимаете, что этот враг, пользуясь бесконечным множеством искусных подделок, делает все возможное, чтобы сковать вас навечно? Каждый, кто поклоняется этим имитациям, делает это с глубокой верой, благодаря чему все еще больше запутывается и становится безнадежным. Истина, божественная мистерия, едина и неделима, между вами и Гнозисом не стоит ничего. Ни одного посредника!
Главное здесь – освободиться от страха, тревог и забот! Тем не менее мы зависим от всего нашего накопленного ограниченного опыта, нашего собственного ограниченного сознания. Но если бы мы оказались способны проследить наш старый образ мышления, очистить его насколько возможно, вглядеться сквозь него, то возникло бы пространство для нового сознания, которое смогло бы подняться над противоположностями и ограничениями. Вероятно, тогда и можно было бы задействовать неиспользуемый до сих пор восьмидесятипроцентный резерв.
 
СОЗНАНИЕ, ПОДНЯВШЕЕСЯ НАД
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ
И ОГРАНИЧЕНИЯМИ
 
Эта идея, как показывает фильм Порошок (Powder), будоражит фантазию. В фильме рассказывается о мальчике, способном в результате своей “природной аномалии” использовать мозг на все сто процентов. И он, благодаря своим чудесным силам, благодаря интуитивному проникновению в самого себя и в истинную природу человеческого существа, оказался в этом мире чужим.
Сознание обычного человека называется диалектическим, потому что оно делает различия: между добром и злом, внешним и внутренним, теплым и холодным, между я и ты. В то время как новое сознание всеобъемлюще. Оно едино со Всем, и поэтому поднимается над противоположностями, с которыми сталкивается человечество.
Кто возмужал на собственном опыте, кто решил преодолеть свое лунное тело, свою астральную форму – тело желаний, и очистить свое ментальное тело, может начать Путь. Поэтому мы должны стать сотрудниками в деле строительства нашего нового сознания и особенно заботиться о том, чтобы противоположности диалектического мира не ограничивали его. Каждый сможет понять, что процесс такой реконструкции ставит определенные условия. Однако это истинно также и для процесса разрушения. И мы должны помнить, что разрушению подвергается не что-то мертвое или изношенное, но живое и динамичное, наделенное душой – “Я”, которое готово к сопротивлению. Иногда то, что мы должны разрушить, совершенствовалось и зачастую эзотерически совершенствовалось на протяжении поколений. Если “валяешься в сточной канаве”, то всякому понятна необходимость возрождения. А если перед необходимостью возрождения поставить того, кто культурно развит в общепринятом или эзотерическом смысле, он будет этому сопротивляться, руководствуясь иллюзией, будто он и так уже возрождается благодаря своим культурным устремлениям, – писал Ян ван Рэйкенборг в книге Элементы философии современного Розенкрейца.
Действительно, нет ничего нового под солнцем! Лао-цзы, основатель даосизма, в десятой главе книги Дао Дэ Цзин пишет: Тот, кто подчиняет свое животное “Я” духовному, сможет удерживать волю сосредоточенной на Дао. Он не будет разделенным. Он управляет своей жизненной энергией, пока та не станет послушной, как новорожденное дитя. Он сделает свое внутреннее видение ясным и чистым и потому будет свободен от нравственных ошибок. Он будет править царством с помощью любви и сможет целиком находиться в ву вэй. Он будет пребывать в совершенном спокойствии, пока двери открываются и закрываются. Поскольку свет его проникает повсюду, он может вести себя, словно невежественный человек. Он порождает явления и питает их. Он рождает их, но не владеет ими. Он увеличивает и приумножает, но не ожидает наград. Он правит, но не считает себя учителем. Именно это называется таинственным свойством.
 
 
 
Литература:
Шервин Нуланд, Как мы умираем. Anthos, Baarn, The Netherlands, 1994.
Е. П. Блаватская, Голос Безмолвия. The Theosophical Publishing House, Wheaton, Ill., USA, 1992.
Ян ван Рэйкенборг, Универсальный Гнозис. Rozekruis Pers, Haarlem, The Netherlands, 1980.
Ян ван Рэйкенборг, Египетский Первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем, часть III. Rozekruis Pers, Haarlem, The Netherlands, 1994.
Густав Майринк, Голем. Rozekruis Pers, Haarlem, The Netherlands, 1997.
Ян ван Рэйкенборг, Элементы философии современного Розенкрейца. Rozekruis Pers, Haarlem, The Netherlands, 1984.
Ян ван Рэйкенборг, Грядущий Новый Человек. Rozekruis Pers, The Nederlands, 1957.
Ян ван Рэйкенборг, Китайский Гнозис. Rozecruis Pers, Haarlem, The Netherlands, 1996.
Пит Фрон, Крокодиловы слезы. Ambo, Baarn, The Netherlands, 1989.
Пит Фрон, Сражающаяся душа. Ambo, Baarn, The Netherlands, 1995.